Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методические рекомендации для педагогов и родителей "УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛОЧКАМИ"
Занятия с детьми
Автор: Конькова Наталья Олеговна   
23.09.2014 10:39

Методические рекомендации для педагогов и родителей УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛОЧКАМИМетодические рекомендации для педагогов и родителей "УПРАЖНЕНИЯ С ПАЛОЧКАМИ"
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронталь­ная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Воспитатель предла­гает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно ис­пользовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
В играх с палочками, которые могут носить соревно­вательный характер, ребенку следует предоставлять воз­можность проявления самостоятельности в поиске реше­ния или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практичес­кие и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказы­вать в косвенной форме, предлагая подумать, еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя пра­вильные действия и суждения детей.
Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и про­тивоположных понятий, действий, отношений.
Упражнения могут носить комплексный характер, по­зволяя решить одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление «поездов» одина­ковой длины из двух, трех, четырех и т.д. «вагонов», измерение одной и той же палочкой-меркой разных па­лочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и  составной меркой  (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т. д.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возмож­ностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов дейст­вия, результатов) и сочетаемость с общей системой уп­ражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.
Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, по­чинить забор и так далее) для младших и средних детей и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) — для старших.
В процессе выполнения заданий используются инструк­ция (целостная для старших, расчлененная для младших), пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как ме­тодические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. (Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.)
Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить детям постройку или аппликацию из цветных палочек. В ходе свободного манипулирования и игры внимание ребенка надо обратить на то, что удобнее ис­пользовать палочки таким образом, чтобы они соприка­сались   со   столом   наибольшей   поверхностью,   в   таком положении они наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в мешок или ящик (коробку) в определенной последовательности: сначала все белые, потом розовые, голубые, красные и т. д.
• Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричне­вую,  белую, черную,  оранжевую,  голубую,  розовую па­лочки.
• Возьми в правую руку столько палочек,  сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
• Возьми   с  закрытыми   глазами  из  набора  любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
• Перечисли цвета всех палочек на столе.
• Покажи не красную палочку, не желтую и т. д.
• Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор', дом для куклы, гараж и т. д.
• Возьми  синюю  и  красную  палочки  и   сложи  их концами друг к другу- Получился поезд. Составь поезд из белой и  синей;  красной,  зеленой и синей;  голубой, оранжевой и черной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.
• Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подравняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?
• Найди  в  наборе  длинную  и  короткую  палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
• Найди с закрытыми глазами в наборе две палочки одинаковой (разной) длины.
• Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выбери палочки одной длины. Какого они цвета?
• Возьми красную и черную палочки (или любые две другие палочки разных цветов). Положи их друг на друга так, чтобы внизу оказалась длинная, а вверху короткая палочка.
• Какая из палочек длиннее (короче): красная или коричневая, оранжевая или синяя, голубая или фиолето­вая, желтая или черная? Приложи палочки друг к другу (наложи   друг  на  друга)   и,   подравняв  концы   с   одной стороны, проверь свой ответ.
• Покажи  какую-нибудь  палочку,   которая  короче синей, длиннее красной, короче голубой и т. д.
• Я спрятала палочку длиннее зеленой. Назови, какую палочку я спрятала. (Коричневую)   Теперь покажи ее.
• Назови и покажи все палочки длиннее (короче)... (Называется цвет любой палочки.)
• Сделай   лестницу   из   белой,   голубой   и   желтой палочек. Какого цвета палочка внизу (вверху, посередине)? Поднимись по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустись по ступенькам.
• Составь лесенку из оранжевой, бордовой и фиоле­товой палочек. Найди среди них место для синей и черной палочек. Поднимись по лестнице, называя цвета ступенек через одну, а спускаясь, назови цвета каждой ступеньки.
• Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их  по  порядку от  низкой к  высокой  (в  вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке — от длинной палочки к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.
• Упражнение  в   игровой  форме:   «Угадай,   какую палочку  я  выбрала?».   Ведущий  выбирает  (задумывает) любую палочку из набора. Играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочке, кроме ее цвета. Ответ на вопрос дается: «да», «нет». Например: Эта палочка короче желтой?» — «Нет». Значит, речь идет не о белой, розовой, голубой или красной палочках. Вопросы ставятся до тех пор, пока дети не угадывают палочку, выбранную (задуманную) ведущим.
Варианты разной сложности:
А. Разложенные в порядке увеличения палочки нахо­дятся перед глазами ребенка, и он имеет возможность отодвинуть те палочки, о которых по ходу игры получил ответ «нет».
Б. Перед глазами ребенка находятся упорядоченные по длине палочки (а затем и неупорядоченные), но в ходе игры трогать и отодвигать их нельзя.
• Возьми    самую    короткую    палочку.    Придвинь белые  палочки  близко  друг  к  другу,  чтобы  казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была   бы   точно   такой   же   длины,   какую   имеют   две белые палочки,  сложенные вместе.  Розовая палочка — это число  «два»,  потому что  она имеет  ту же длину, что и  две  белые.
• Найди   палочку,   равную   по   длине   трем   белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны голубой. Голубая палочка — это число «три». (По аналогии вводятся все остальные числа до 10.)
• Упражнение в игровой форме  «Назови число — найди   палочку».   Ведущий   называет  число,   играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий пока­зывает  палочку,   а  дети  называют  число,   которое  она обозначает  (например:   белая  —  один,   розовая  —  два, голубая — три, красная — четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем вразбивку.
• Составь поезд из каких хочешь палочек. Посади в каждый вагон столько пассажиров (игрушек), какое число им обозначается. Рядом с ним поставь нужную карточку с кружочками (цифрой).  Сколько пассажиров в первом (втором и так далее) вагоне? Почему? В каком вагоне пассажиров много (мало, больше, меньше)?
• Возьми   любую   палочку   из   набора.   Найди   две другие, которые по длине не будут равны этой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки   с   цифрами   (или   числовыми   фигурами)   и знаками   (+,   =).
• Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). «Запиши это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =).
Варианты разной сложности:
• Из каких палочек можно составить число? (Назы­вается число в пределах 10}   Составь число (называется число) из одинаковых (разных) палочек. Составь число... (указывается число) из палочек определенного цвета.
• Составь поезд так, чтобы: в первом из них было 10 белых вагонов, а во втором 9 белых вагонов (в первом — 2 розовых, а во втором — 4 розовых вагона; в первом 6 красных вагонов, а во втором — 1 красный вагон). На сколько вагонов один из поездов короче другого?
• Составь поезда так, чтобы в одном из них было три розовых вагона, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на один вагон длиннее (в одном из них было 8 красных вагонов, а другой, состоящий тоже из красных вагонов, был на 4 вагона короче).
• Сколько розовых палочек в оранжевой (бордовой, фиолетовой, красной)?
• Сколько белых палочек содержится в каждой па­лочке из набора?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год