Подготовила воспитатель I квалификационной категории Ковалева Светлана Николаевна, муниципальное бюджетное образовательное учреждение №54 «Искорка», г. Набережные Челны, 22 января 2014г. Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий: ПОЛ – комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку). ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ – комплекс восптательных и просветительских воздействий на ребенка, направленный на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ – составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношений полов, в основе которой – доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения.
Родители и педагоги стремятся развить у детей прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы. Отношение и ученых и практиков к половому воспитанию неоднозначно. В данной теме вообще очень много спорных вопросов. Одни считают целесообразным обсуждать полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение (сведения о сексуальных отношениях полов и репродуктивных функциях человека). Они объясняют это тем, что данные представления пробуждают нездоровый интерес к теме, тогда как дошкольный возраст – наиболее «спокойный» период в сексуальном развитии. Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Дело в том, что половое воспитание освобождает от ложного чувства стыда, мешающего любить другого человека, помогает сознать и освоить некоторые обязанности, важные для предстоящей семейной жизни. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя, - половая принадлежность. Таким образом, половое развитие – результат не столько биологических особенностей пола, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей – членов семьи, а также воспитателей и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли. Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери – образ будущей избранницы Отношения родителей служат моделью взаимоотношения полов. Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к девочке, и в первую очередь, желание и способность защищать Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание необходимо уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному решению конфликтов. Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Вряд ли, у мальчиков в семье, где мама – лидер, а папа пассивен, будут формироваться мужские черты характера. То есть, работа, проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны. Во время этических бесед уточняются представления о мужественности и женственности. Целесообразно поведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме «секретных совещаний», «разговора по душам», так и со всеми детьми вместе, например, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств для того или иного ремесла. Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации этой цели – преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, театральная, трудовая и др.) ОТВЕТЫ НА ОСТРЫЕ ВОПРОСЫ На протяжении многих веков люди рассматривали все, что связано с полом, как постыдное, не подлежащее обсуждению. И сегодня, дети получают интересующие их сведения преимущественно вне дома. А ведь приобретенная таким образом информация может отрицательно сказаться на отношении ребенка к полу, вызвать негативную реакцию, породить неверное представление о взаимоотношениях полов как о чем-то грязном. Следовательно, всю информацию. По вопросам пола родители и педагоги должны давать детям своевременно. Детей может интересовать очень многое: примерно с трех лет они задают вопросы об анатомических различиях полов, выясняют, откуда берутся дети и др. Например: - Мама родит девочек, а папа мальчиков? - Мама, кто раньше родился: ты или я? - Откуда я родился? и др. Отвечая на «острые» вопросы детей, надо говорить правду, и только правду, на доступном их пониманию уровне. Это важно для сохранения доверия ребенка ко взрослым, создания иммунитета против искаженных и опошленных «уличных» сведений, выработки здорового и естественного отношения к полу. Содержание ответа должно быть интересным ребенку, побуждающим его и в следующий раз обратиться с вопросом к близким людям. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок уже располагал информацией о различиях полов и продолжения рода, полученной от родителей или педагогов.
|