Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Презентация опыта работы по теме: Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Воспитание
Автор: Фомина Светлана Евгеньевна   
26.03.2015 17:31

Презентация опыта работы по теме: Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников.Презентация опыта работы по теме: Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия.

Сказкотерапия – это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Сказкотерапия нацелена на то, чтобы ребёнок мог регулировать собственные эмоции, а наша задача помочь ему в этом.

Скачать конспект

Работая с детьми, я осуществляю подбор сказок, в зависимости от проблем ребенка, к примеру:

  1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
  2. Сказки для гиперактивных детей.
  3. Сказки для агрессивных детей.
  4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;
  5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи.
  6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Сказкотерапией я занимаюсь в кружке «В гостях у сказки», который существует в течение трёх лет, начиная с младшей группы. По моему мнению, это оптимальный возраст для начала этой работы. Мы с детьми:

  • Рассказываем сказки.
  • Рисуем сказки.
  • Сочиняем сказки.
  • Изготавливаем кукол.
  • Драматизируем сказки.

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, мы придерживаемся определенных правил ее создания:

  1. Сказка в чем-то схожа с проблемой ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
  2. Сказка предлагает замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Если у ребёнка не получается, я всегда готова ему помочь.
  3. Сказочный сюжет разворачиваться в определенной последовательности:
  • Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

  • И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

  • Из-за этого…

Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

  • Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

  • Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

  • Мораль сказки.

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Алгоритм создания сказки одинаков для всех возрастных групп, но в выборе главных героев есть нюансы:

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; (русские народные сказки)

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное ребёнка, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов.

Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если мы не обсуждали с ним сказку, а только читали или рассказывали. Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, я всегда нахожу возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Именно таким образом дети моей группы учатся действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. Это задача сложная, но дети подготовительной группы могут с этим справиться.

Мало прочитать сказку, важно её прожить! Как это?

На одном из занятий по сказкотерапии, мы путешествовали вместе с героиней сказки «Снежная королева». В этом путешествии дети проживали разные роли: и Кая, и Герды, и разбойников, побывали у старушки, превращались в снежинки. Благодаря этому ребята получили возможность отыграть разные чувства, эмоции, страхи и найти модель работы с ними.

Например, имеющийся страх может получить имя, форму. Дети учатся им управлять, посадив на верёвочку. И тогда страх перестаёт быть чем-то бесформенным и бесконтрольным, а становится понятным и даже смешным.

Роль Кая с холодным, ледяным сердцем – состояние безучастности и безразличия ко всему, что окружает. Неподвижный Кай сидит и собирает слово «Вечность», а те, кто играют Герду, должны разрушить этот лёд, растопить его сердце, проявив при этом любовь, выражая её словами и действиями. Кто-то говорит нежные слова, кто-то начинает обнимать, кто-то протягивает руку и предлагает уйти из снежного замка. Это оказывается не так-то просто: сначала видно, как дети в растерянности, не знают, что делать, но потом, решившись, находят нужные слова и спасают Кая. Важно, что в роли Кая и Герды побывал каждый из детей.

В конце занятия то, что проживали, с чем соприкасались, мы связали с нашей жизнью. Где эти Каи вокруг, или они живут внутри нас? Как их расколдовывать? Трудно ли быть Гердой? И нужно ли ею быть?

Обязательно надо протянуть мостик от сказки к нашей жизни, чтобы всё, о чём говорится, нашло применение в той жизни, которой живёт ребёнок, чтобы он начал узнавать в своей жизни сказочные законы, а если их нет — то привносить их в свою жизнь. Это просто необходимо!

Я привела в пример одно путешествие, но форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказкотерапия помогает ребёнку открыть мир во всём его многообразии, помогает найти точки опоры в жизни и многое другое…Самое главное, что сказка совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит. Через эти занятия я становлюсь ближе к ребёнку, и понимаю чем могу ему помочь.

Сказкотерапия способствует не только успешному проявлению у детей позитивного образа Я, но и развитию памяти, внимания и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребёнка к школе.

Так же важно отметить снижение эмоционального напряжения у детей в период адаптации к новой школьной жизни, ведь благодаря сказкотерапии ребёнок учится выражать свои эмоции и чувства, понимать настроение другого человека, повышать уровень уверенности в себе.

Сказкотерапию мы проводим один раз в неделю. Начинается работа с малочисленных групп (от трёх человек). Далее маленькие подгруппы объединяются, максимальное количество детей -10 человек. Сказкатерапия проводится только при желании ребёнка, принудительство тут не уместно! Чтобы расположить ребёнка к себе, найти связующую ниточку между мною и детьми-любое занятие начинаю с шуток, веселых закличек, загадок и подвижных игр. Затем могут идти всевозможные музыкальные вариации, пантомимы, работа на воображение, постановка этюдов.

Хочется обратить внимание на то, что все занятия по сказкотерапии — это интегративный вид деятельности. Что помогает раскрыть личность ребёнка, выявить те или иные таланты, а самое главное-ребёнок в этой деятельности получает психо-эмоциональную разрядку.

Хочется посоветовать своим коллегам вносить сказкотерапию в планирование, так как она отвечает требованиям нескольких областей (коммуникативность, познание, социализация). Так же оптимально подходит сказкотерапия для работы с родителями. Это и придумывание сказок вместе с детьми (которые в последствии могут быть исценированны), совместное изготовление атрибутов для постановки этюдов, организация викторин, всевозможных калейдоскопов загадок.

В заключении хочется сказать, сказкотерапия для детей — это полезный метод воспитания и психотерапии, основами которого может овладеть любой.

Спасибо за внимание.

Список используемой литературы.

  • Л.Д. Короткова «Сказкотерапия для дошкольников младшего школьного возраста». – М.; ЦГЛ 2003. Методические рекомендации для педагогической работы.
  • А.А. Маниченко «Как воспитать ребенка сильным: Сборник персонализированных сказок» Издательство: ООО Бэби Эксперт. 2009
  • «Тренинг по сказкотерапии» Сборник программ по сказкотерапии под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Санкт-Петербург Издательство: РЕЧЬ. 2000.

Фотоматериалы:

  • Использование ростовых кукол в работе по сказкотерапии.
  • Упражнение «От доброты растут цветы»
  • «Гости к нам пришли»

(нацелена работа на развитие диалогической речи, преодоления застенчивости в коллективе)

  • Изготовление кукол с детьми подготовительной группы.
  • Родители активные участники в наших играх. Мероприятие нацелено на установление благоприятных отношений между ребёнком и взрослым, с помощью методики сказкотерапии.

Сведения о себе:

Фомина Светлана Евгеньевна — воспитатель.

Место работы: МАДОУ № 18 «Мишутка»

Россия Московская область город Дубна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год