Взаимодействие семьи и дошкольной организации в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста |
Воспитание | |||
Автор: Прокофьева Наталья Михайловна | |||
05.09.2021 03:29 | |||
Взаимодействие семьи и дошкольной организации в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста Переход нашей страны на рыночные отношения расширяет границы экономического влияния на семьи, в том числе, на семьи, где воспитываются дети дошкольного возраста. Семья является первой социальной средой, в которой ребенок знакомится с первичными понятиями экономических отношений, с потребностями и способами их удовлетворения. Поэтому именно от родителей и родственников, проживающих вместе с ребенком, во многом зависит экономическая культура дошкольников. К сожалению, необходимость экономического воспитания дошкольников в семьях не всегда понятна родителям.
Экономическое воспитание ребенка в семье проявляется в виде бытовой деятельности домашних. Именно здесь ребенок замечает первые элементарные представления об экономии и начинает задавать вопросы: почему нельзя оставлять воду включенной, почему нужно выключать свет в комнате, в которой мы не сидим. Важно, чтобы взрослые помимо правильного ответа на такие вопросы ребенка, сами следовали примеру и следили за экономикой дома. Семья способна знакомить детей с деньгами как мерой труда, начиная с 4-5 лет. Здесь же происходит воспитание разумных потребностей. Ребенок, знающий цены и разбирающийся в деньгах, может спокойно понимать, что ему важнее и что можно оставить на потом. Экономическое воспитание дошкольника — это специально разработанная система работы воспитателя, направленная на формирование элементарных экономических знаний для удовлетворения дошкольников их интересов и реализацию их возможностей. Современные изменения в российском обществе побуждают к развитию новых направлений в системе образования, в том числе экономического. Это обусловлено тем, что современного ребенка уже с первых лет его жизни окружает экономическая среда, что делает актуальным необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с первичными представлениями экономики и ее процессами в ближайшем окружении дошкольника. Экономика стала необходимым направлением в дошкольном образовании для формирования полноценной, всесторонне развитой личности ребенка через изучение основ экономической культуры и включение его во "взрослую экономику". А.И. Китов считает, что с переходом в рыночную экономику в нашей стране выросла потребность в экономических знаниях, на которые раньше не обращали внимание ни в семье, ни в образовательных учреждениях [3]. В исследованиях А.Д. Шатовой было выявлено, что дети дошкольного возраста способны соотносить экономические понятия с определенными жизненными ситуациями, что свидетельствует об ускорении экономической социализации современных дошкольников. В экономическом образовании важную роль автор отводит дошкольному образовательному учреждению и семье [4]. А.С. Белкин утверждает, что нравственные представления формируются в сознании через определенную последовательность нравственных поступков детьми дошкольного возраста [1]. Для решения данных проблем выдвигаются определенные педагогические задачи по экономическому воспитанию дошкольников:
Экономический опыт детей очень ограничен, поэтому перед родителями ставится задача — создание таких воспитательных ситуаций, которые способствуют обогащению нравственно-экономического опыта и привычек. Родители должны учить с раннего возраста детей осознавать стоимость вещей, которыми пользуются: одежда, предметы гигиены, игрушки, книги. Маленькие дети не должны привыкать к тому, что все сломанные игрушки или вещи заменяются новыми. Каждую вещь ребенок должен ценить, так как она создана трудом взрослых. Н. Грама указывал, что понимание экономической грамоты обеспечивает единство содержания с постепенным усвоением и развитием элементарных экономических знаний, умений и навыков, которые должны усложняться в соответствии с возрастом детей [2]. Главная задача родителей — это сформировать основы экономического сознания у дошкольников как области разумного хозяйства, к участию которого должны привлекаться все живущие в доме с ребенком. Таким образом, важность целесообразной работы детского сада и родителей воспитанников подтверждается тем, что именно семья является первичной средой экономического воспитания ребенка. Чтобы ребенок бережно относился к труду взрослых, к игрушкам и предметам в детском саду, родители должны воспитывать в нем эти качества дома, причем на это должны влиять не только родители, но и самые близкие люди — домочадцы и родственники, постоянно окружающие ребенка и несущие на него определенное влияние. Список литературы
|