Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста |
Воспитание | |||
Автор: Серебрякова Елена Петровна | |||
20.05.2016 10:04 | |||
Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста Доклад "Сенсорное развитие" 1слайд 2слайд В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры. Психологические исследования ученых показывают, что без сенсорного воспитания, восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочными не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе, социализировать в обществе. 3слайд Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). 4слайд Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. 5слайд Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов (система геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов, и т.д.). Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных талонов – это адекватное использование их в качестве, единицы измерения, при оценке свойств предметов. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной куль туры. 6слайд Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. 7 слайд Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
8-12 слайды Дидактическая игра является не только игровым методом обучения детей, и средством обучения, и самостоятельной игровой деятельностью для развития сенсорной культуры ребёнка. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
|