Статья «Роль семейных традиций в воспитании детей младшего дошкольного возраста» |
Воспитание | |||
Автор: Казакова Ольга Юрьевна | |||
22.10.2021 23:51 | |||
Статья «Роль семейных традиций в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Актуальность темы обусловлена важной ролью семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей. Большинство человеческих взглядов на жизнь, привычек и особенностей характера формируются под влиянием семьи. Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития — одной из существенных детерминант развития личности — общепризнанна. Семейное воспитание занимает главенствующее место в системе становления личности, не уступая и даже в чем-то вытесняя школьное образование. От родителей детям передаются базовые знания о мире и системе ценностей.
Важную роль играют семейные традиции. Само понятие «традиция» восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». В настоящее время предназначение традиций сводится к регулированию межгрупповых и межличностных отношений, а также передаче от поколения к поколению социального опыта. На практике следование традиции представляет собой соблюдение требований к поведению и привычных норм. Семейные традиции, по сути, это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки членов семьи. Ничто не сплачивает семью так, как традиции, благодаря которым в доме формируется благоприятный психологический климат, а между членами семьи — добрые взаимоотношения. Уважение семейных традиций является одним из существенных факторов в формировании и развитии индивидуально-личностных особенностей и поведения ребенка. В то же время, воспитательные ошибки родителей, особенно – молодых, часто связаны с тем, что многие родители сами не впитали в детстве семейные ценности, далеко не во всех семьях сформированы семейные традиции, сплачивающие семью. Это может иметь серьезные последствия для воспитания и духовно-нравственного развития ребенка, начиная с самого раннего возраста, формирования его характера, личности. Важная роль в возрождении семейных традиций принадлежит не только родителям, но и специалистам ДОУ, которые многое могут сделать, работая совместно с родителями. ФГОС ДО определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГОС ДО ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного воспитания и развития ребёнка-дошкольника. Родители должны быть активными участниками воспитательного процесса, участниками всех проектов, реализуемых воспитателями и другими специалистами ДОУ, а не просто сторонними наблюдателями. При этом признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Для этого нужно организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного эмоционального общения, и формировать совместно с родителями семейные традиции. Все это определило цель работы с родителями в ДОУ: совершенствование условий воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством формирования семейных традиций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
Практический выход проделанной в течение учебного года работы следующий. Для оптимизации работы специалистов ДОУ с родителями нами была разработана анкета, направленная на выявление уровня сформированности семейных традиций и ценностей в семьях младших дошкольников, а также проведено изучение пожеланий и предложений родителей в вопросах взаимодействия с ДОУ. Результаты анкетного опроса родителей младших дошкольников, в котором приняли участие 33 человека, показали следующее. Только 27% родителей знают, откуда произошла фамилия членов семьи. Историю жизни старшего поколения знают лишь 21% родителей, то есть, можно сделать вывод, что самим молодым родителям не прививалось уважение к семейным традициям, подкрепленное рассказами о создании семьи и жизни старшего поколения. Это подтверждается тем, что семейный фотоальбом есть только в 55% семей; лишь в 33% семей хранятся письма, открытки, другие свидетельства истории семьи; а семейные реликвии есть только в 18% семей. Понятие «родной дом» родители с детьми практически не обсуждали (9%). В беседах большинство родителей ссылаются на то, что дети еще маленькие. Однако, начальные представления о доме и семье важно закладывать с раннего детства. В то же время, в большинстве семей (67%) есть в доме место, где вместе собирается вся семья, в 33% семей есть традиция собираться вместе за завтраком, обедом, вечерним чаем, в половине семей есть традиционный распорядок дня. Есть и традиция отмечать семейные праздники (67% семей). В меньшей степени (42%), но отмечают, в семьях религиозные и иные праздники: Рождество, Пасху, Масленицу и др. В 55% семей празднуются также значительные события жизни ребенка. В то же время, практически утрачены такие важные культурные традиции, как совместное чтение и обсуждение книг, кинофильмов и пр. (21%), редко принято петь или рассказывать что-либо ребенку, в том числе на ночь (18%). Положительным является то, что в 76% семей родители проводят выходные вместе с ребенком. Есть у членов 42% семей и общие любимые занятия. В целом можно говорить о том, что уровень сформированности семейных традиций и ценностей в основном низкий и средний. Это говорит о недостаточной педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания у детей основ нравственных ценностей посредством традиций семейного воспитания и о необходимости активизации работы ДОУ с семьей в направлении развития у детей старшего дошкольного возраста уважения к семейным традициям. В ходе индивидуальных бесед воспитателей с родителями были изучены пожелания и предложения родителей в вопросах взаимодействия с ДОУ. Большинство родителей поддерживаются идеи сотрудничества со специалистами ДОУ, нуждаются в оказании методической и практической помощи по формированию семейных традиций и укреплению уважения к ним, высказали готовность помочь в оптимизации развивающей среды в ДОУ, в организации семейных соревнований и праздников и прочее. Проведено также анкетирование воспитателей по разработанной нами анкете «Отношение к семейным традициям». Результаты анкетного опроса воспитателей, в котором приняли участие 10 человек, показали следующее. Изучали семейные традиции воспитания лишь 10% воспитателей, еще 60% воспитателей ответили «Отчасти». При решении воспитательных задач пытаются обратиться к традициям семейного воспитания, к опыту прошлых поколений лишь 20% воспитателей, еще 60% воспитателей также ответили — «Отчасти». При этом только 20% воспитателей считают, что семейные традиции могут помочь решить проблемы нравственного воспитания дошкольников в настоящее время, а 30% воспитателей в этом не уверены. Это объясняет то, что только 20% воспитателей придерживаются в своей работе практике поддержки семейных традиций в воспитании детей, еще 50% воспитателей не придерживаются. Проводят работу по повышению педагогической компетентности родителей в сфере семейных традиций воспитания лишь 2 (20%) из воспитателей, а большинство (60%) такой важной работой не занимаются. Уважение к семейным традициям прививают лишь 2 (20%) из воспитателей, а большинство такой важной работой не занимаются (50%) или занимаются лишь отчасти. Таким образом, на основании анализа результатов анкетирования воспитателей мы пришли к выводу о том, что отношение воспитателей к традициям семейного воспитания и их применение в воспитательном процессе в основном недостаточное. Это показало необходимость проведения работы методиста и старшего воспитателя ДОУ в данном направлении с учетом выявленных проблем. Методистом ДОУ были подобраны литература и методические материалы по формированию семейных традиций, направленных на духовно-нравственное воспитание детей, старшим воспитателем проведены педагогический совет и индивидуальные консультации для воспитателей, в том числе — по работе с родителями в данном направлении. На основании выявленных проблем для родителей был проведен круглый стол «Традиции семейного воспитания». Одной из важных задач являлось обсуждение важнейших для членов семьи норм поведения, правил, традиций, обычаев, вопросы формирования семейных ценностей. Во вступительном слове старшего воспитателя подчеркивалось, что традиции отечественного семейного воспитания заложены еще в древности. В настоящее время можно выделить следующие причины кризиса в семейной духовно-нравственной сфере: утрачен традиционный уклад жизни семьи; нарушена традиционная иерархия взаимоотношений в семье; нарушены семейные и родовые межпоколенные связи; дети не соблюдают традиционные отношения почитания, послушания, уважения старших, эти отношения вытеснены активным противостоянием детей авторитету взрослых, наблюдается частое игнорирование мнения родителей, учителей; потеряно традиционное понимание родителями семейного воспитания как добровольной жертвенной родительской любви, усилий и труда в целях установления с детьми духовной общности; утрачены навыки совместного с ребенком проживания событий жизни семьи. В ходе обсуждений высказаны мнения о том, что важно последовательно формировать семейные традиции, среди которых назвались следующие: почитать память предков; уважать старших в семье; уважать родителей: проявлять заботу и послушание, соблюдать в общении с ними правила поведения, прислушиваться к мнению родителей; заботиться о младших братьях и сестрах, оказывать им помощь; жить дружно; уважать семейные традиционные праздники: дни рождения, поздравления к торжественным дням, семейные традиционные обеды и пр. Подчеркивалась и важность совместных семейных прогулок и спортивных игр, чтения книг и их обсуждения, изготовления поделок и других досуговых занятий. С целью обогащения семейных традиций и повышения компетентности родителей по вопросам формирования традиций семейного воспитания создана папка-передвижка «Cемейные традиции для счастливой жизни». В папку вошли следующие материалы: 1. Рекомендации «Традиции на каждый день». Эти семейные традиции призваны собирать членов семьи вместе на короткий момент, обновляя родственные связи ежедневно. Например:
- «Вечерняя прогулка» (хорошо — спокойно прогуляться перед сном, чтобы выбросить из головы все накопившиеся за день проблемы и приготовиться к ночному отдыху. Это очень здоровая привычка, которую можно совместить с неторопливой беседой на свежем воздухе). 2. Рекомендации «Еженедельные традиции». Цель — провести вместе немного больше, чем обычно, времени, поддержать в доме атмосферу тепла и любви. Например:
- «День спорта» (важен выбор спортивных увлечений, чтобы малыши с детства занимались с родителями на регулярной основе). 3. Другие семейные ценности и традиции. Каждая семья может проявить участие в делах ДОУ, особенных днях и праздничных датах каждого члена семьи. Например:
- «Вместе вне дома» (Отличной традицией могут быть семейные походы по родным местам, совместное наблюдение природных явлений, посещать всей семьей (парады, ярмарки, народные гуляния и пр.). В преддверии новогодних праздников проведен мастер-класс «Мастерская Деда Мороза». Важная цель — привлекать родителей к совместному сотворчеству с детьми, формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми дошкольного возраста; развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия. В январе проведено занятие «Школы молодых родителей» на тему «Зимние игры с детьми». Такие игры и забавы, как «Снежный городок», множество самых разных затей с санками, снежками, лепка снеговика и прочие способствуют сплочению семьи, формированию семейных традиций. Выпуск стенгазеты «Герои нашей семьи» был посвящен празднику 23 февраля – Дню защитника Отечества. Важно воспитывать у детей уважение к членам семьи, интерес к ее истории. Обогащению семейных традиций способствовал конкурс рисунков детей к дню 8 Марта — «Любимые мамы и бабушки». В оформлении выставки и подготовке призов была существенной помощь родителей. В апреле проведена подготовка материалов для фотоальбомов, в которые вошли материалы, подготовленные родителями ( «Наш семейный альбом», «Наши семейные праздники»). В мае нами был проведен анализ проведенных работ и полученных результатов (оформление презентации и фотоальбома). Выступление на педагогическом совете имело положительный отклик и определило направления и содержание последующей работы. Подводя итоги, отметим — несомненно, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое, могут приобщиться к семейным традициям. Воспитатели, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и поучиться. Литература.
|