ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Воспитание | |||
Автор: Николаева В. П. Соавторы: Ананьева Ю. П.; Юркина Е.А. | |||
16.03.2022 15:57 | |||
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ДОУ210 «Солнечный зайчик», г. Чебоксары Аннотация: Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Оно должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей, на развитие любознательности и умственной активности при сохранении радости детства. Таким образом, актуальность заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Ключевые слова: экономическое воспитание, семья, труд, деньги. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше они узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Работа в детском саду по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. С целью знакомства людьми разных профессий дошкольниками совершили экскурсии в магазины, аптеки, почту, школу, сбербанк. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. В группе создан книжный уголок, где подобраны сказки, пословицы и поговорки экономического характера, оформлены: уголок по финансовой грамотности дошкольников, выставка работ детей «Моя копилка», выставка рисунков «Семейный бюджет». Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. В сюжетно-ролевой игре происходит моделирование настоящей житейской ситуации: изготовление и реализация готовой продукции, осуществляется купля и продажа и товаров. Если объединить реальную и учебно-игровую деятельность, то это дает положительный результат для освоения детьми дошкольного возраста трудных экономических представлений. Схема воспитанники-родители включает в себя анкетирование с целью выявления проблемы по экономическому воспитанию. По ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало проводились тестирование, консультации, семинары-практикумы, а также совместные праздники и развлечения: «Ярмарки», «Лучшая реклама на свою продукцию» и т.д. Работу по экономическому воспитанию с воспитанниками мы разделили на 4 блока. На первых ступенях работы блока «Потребности» дети получают представление о материальных и духовных потребностях человека, правильного отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Данная цель осуществлялась с проведением следующих игр в группе: «Материальные потребности», «Вкусно и полезно», «Духовные потребности», «Выставка вещей», «Туристический поход», и других. 2 блок: «Обмен и деньги. Спрос и предложение. Цена». Задачами блока являются: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости. Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Например, одна семья вырастила много яблок, а другая много груши. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи была и груши, и яблоки. Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей. 3 блок «Производитель и ресурсы». Ознакомление детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения. Ознакомление с понятиями «товар», «потребитель» и «производитель». Например, изготовила карту-путешественника и постепенно «путешествуя» по городу Чебоксары. Дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию и заполняют карту карточками с соответствующими товарами. Дети начинают осознавать, что жить без продукции заводов и фабрик человек не может. Проведение практических занятий по теме «Что кому нужно, что кем производится?» Продолжение ознакомления детей с производителями товаров и услуг – представителями разных профессий; расширение представлений детей о ресурсах, о процессе производства знакомых товаров, о цепочках производителей. Например, решение задачи «Как появляется бумага» (опираясь на уже имеющиеся представления детей, постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в бумагу. 4 блока «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика». Необходимо подвести детей к пониманию ограниченности ресурсов. В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря. Примерами служит поведение взрослых в детском саду и дома. Например, уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить. Выяснение с детьми возможности удовлетворения всех потребностей. Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка, поможет его нравственному становлению. Литература
|