«Воспитание у детей интереса к социальной действительности» |
Воспитание | |||
Автор: Володькина Марина Валерьевна | |||
20.09.2024 06:35 | |||
«Воспитание у детей интереса к социальной действительности» Дошкольное детство – то период, когда в общении с другими людьми у ребенка формируются основы его собственной культуры, и происходит становление основ будущей личности, ее общей направленности. Поэтому особое значение для развития ребенка приобретает социализация. Проблема социального воспитания детей дошкольного возраста, на сегодняшний, день очень актуальна. В современной педагогике, да и в обществе в целом отмечается дезориентация в воспитательных задачах и целях. Вероятно то следствие постоянных изменений в политической, экономической и социальной жизни нашей страны. Изменения в жизни людей заставляют общество вновь и вновь обозначать новую, значимую в тот конкретный момент времени систему жизненных приоритетов, смыслов.
Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности дошкольник принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие «дворовой» социализации, отчуждённость и изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Все это выдвигает на первый план задачу социализации, начиная с дошкольного детства. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации. Эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям существующим в обществе, одно из главных условий жизни ребёнка в обществе. С детьми необходимо проводить тематические беседы: «Всё начинается со слова «Здравствуй»», «Как ты думаешь-что такое хорошо, что такое плохо?», «У тебя зазвонил телефон», «Как поступить? — учись сам видеть, кому нужна помощь», «Что такое Родина?», «Правила поведения в общественны местах» и т.д.). Занятия: «Для чего нужны деньги», «Путешествие в страну Понимания», «Где прячется здоровье?», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Мой город, моя Республика». Развлечения, досуги: «День мира», «День Российского флага», «Этих дней не смолкнет слава», «Мамы слово золотое», «Наша армия сильна, охраняет мир она». Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. Любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. Воспитание у детей интереса к социальной действительности, необходимо начинать с создания таких психолого-педагогических условий, в которых определено собственное место каждого ребенка и место взрослого. Основанием для создания в ДОО единой образовательной среды является позиции взаимодействия взрослого и ребенка описанные в исследованиях Н.А Коротковой и Н.Я Михайленко, в которой взрослый помогает ребенку овладеть информацией, способами и средствами деятельности находящимися за пределами его самостоятельных возможностей. Воспитанию интереса детей к социальной действительности способствуют беседы с детьми на темы: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Кого зовут Зазнайкой?», «Что такое скромность?», «Как поступить, если друг не делится игрушками?», «Как помирится после ссоры по пустякам?», «Что нужно делать, если ты не знаешь, как поступить?». Художественные образы из русских народных сказок, притчей, рассказов, читаемых в нашей группе, стали моральными регуляторами поведения самих детей. Содержание произведений на доступном ребёнку уровне помогло познать, осмыслить чувства, поступки героев произведений, сравнить ссобственными. Особенно детям нравятся и запоминаются произведения: А. Введенского «О девочке Маше, о собаке Петушке, о кошке Ниточке», А. Усачёва «Солидная дама», В. Драгунского «Тайное становится явным», Н. Носова «Мишкина каша», С. Маршака «Вот какой рассеянный», Л. Воронковой «Как Алёнка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денёк»), русская народная сказка «Привередница» (в обработке В. Даля.) Воспитанию у детей интерес к социальной действительности способствуют сюжетно – ролевые игры, игры –драматизации, подвижные, имитационные, игры по самосознанию. Игра представляет собой важнейшую и эффективную форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира, человеческих отношений. Структура и содержание сюжетно-ролевых игр доступных детям, связанна со знакомыми событиями ( «Магазин», «Больница», «Почта», «Парикмахерская» и т.д.). А для расширения кругозора полезно вводить новые, мало или незнакомые ситуации. Большой акцент можно сделать на игры с современным содержанием: «Аэропорт», «Гостиница», «Турагентство», «Дом мод», «Исследователи Космоса», «Экспедиция на Марс», «Бизнесмен», «Детское кафе», «Служба спасения» «Исследователи моря». Предложенные игры, направлены на развитие навыков общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы, активизацию общения друг с другом, формирование положительного отношения к сверстникам и взрослым. Данные игры рекомендуются использовать в работе с детьми по воспитанию интереса к социальной действительности. Метод творческого самовыражения помогает каждому ребенку соприкоснуться с собственным творчеством, реализовать свои желания и возможности, улучшить «качество жизни». Самовыражение происходит в рисовании, лепке, сочинении загадок, сказок, небылиц о себе и т.д. С детьми старшего дошкольного возраста проводятся конкуры по составлению творческих рассказов: «Моя семья», «Кем я стану, когда вырасту», «Я думаю, что люди… (какие?)», «Будущее нашего города». Субъективное творчество и положительные переживания убеждают ребенка в своей значимости, умелости, нужности для других и воспитывают интерес к социальной действительности. Целенаправленная работа по формированию основ социальной культуры дошкольников, через ознакомление с социальной действительностью посредством интеграции различных видов деятельности, различных методов и приемов дает положительные результаты: знания детей углубляются, становятся шире.
Приобщение к социальной действительности — это процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности.
|