Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психологический семинар-практикум для родителей «Стили воспитания в семье»
Воспитание
Автор: Шайхуллина Разиля Рифгатовна   
01.01.2024 12:35

Психологический семинар-практикум для родителей «Стили воспитания в семье»Психологический семинар-практикум для родителей «Стили воспитания в семье»

Практическое занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми.

Цель практического занятия:

  • повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей дошкольного возраста
  • расширить представления родителей об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье
  • способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.

1. Вступительное слово психолога

 

Семья – это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме.

Наша сегодняшняя встреча посвящена такой теме как: «Стили воспитания в семье и его влияние на здоровье ребенка».

2. Упражнение «Знакомство»

Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.

Ход упражнения. Психолог. Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя, имена и возраст своих детей. Каждый участник должен закончить одно из следующих предложений.

  1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка –...
  2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -...
  3. Больше всего мне в моем ребенке нравится –...
  4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда –...

Участник, который имеет более чем одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову, ведь никто ничего не записывает.

3. Информационное сообщение «Стили воспитания».

В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми — очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.

В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами.

Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.

Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.

Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.

Родители — сторонники демократического стиля воспитания — уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.

Обсуждение:

– Какой из стилей, на ваш взгляд, является наиболее эффективным для воспитания?

-Какой из стилей воспитания близок вам?

4. Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.

Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:

- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.

- Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь.

- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.

Обсуждение:

- Сложно было выполнить задание?

- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?

Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Рекомендации для родителей

  1. Прежде всего, необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание.,».
  2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что»
  3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
  4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
  5. Упражнение «Ситуации»

Педагог-психолог: Дорогие родители, в повседневной жизни вам приходится разрешать многие ситуации с вашими детьми, и во всех случаях вы должны поступать мудро и ответственно, ведь для малышей мама и папа – пример для подражания. Сейчас я предлагаю вам вытянуть карточки, где описаны разные ситуации. За три минуты вы должны обдумать ситуацию и ответить, как вы поступите, а родители, у которых в действительности была такая ситуация, расскажут, какой выход из нее был на их опыте.

Ситуация 1.

Вы забрали ребенка из детского сада и по пути домой зашли в супермаркет за продуктами. Ребенок увидел очень дорогую игрушку и громко требует ее купить. У него начинается истерика. Какими будут ваши действия?

Ситуация 2

На ужин вы приготовили для малыша вкусную кашу, но ребенокотказывается ее есть. Он говорит, что каша невкусная, горячая, с пенкой. Вы понимаете, что, если ребенок не поест кашу, то спать ляжет голодным. Что вы собираетесь делать?

Ситуация 3

Ваш ребенок отказывается уходить с детской площадки, пока там остается хотя бы один ребенок. Как вы разрешите конфликт?

Ситуация 4

Вы едете в автобусе из детского сада, ваш ребенок начинает выкрикивать неприличные слова. Ваши действия.

6. Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Притча «Ангел» (под музыку «Аве Мария»).

«За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?

Бог ответил:

- Я подарю тебе Ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.

Ребенок задумался, затем сказал снова:

- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.

Бог ответил:

- Твой Ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.

Затем ребенок спросил:

- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?

- Твой Ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.

- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…

- Твой Ангел расскажет тебе обо мне, и я всегда буду рядом с тобой.

В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:

- Боже, скажи же мне, как зовут моего Ангела?

- Его имя не имеет значения. Ты будешь называть его просто Мама…

Любите своих детей, будьте всегда для них Ангелами-хранителями...»

Наша встреча завершается. Любите своих детей, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!

Лист отзывов и пожеланий

Оставьте свои отзывы и пожелания

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год