Психологический семинар-практикум для родителей «Стили воспитания в семье» |
Воспитание | |||
Автор: Шайхуллина Разиля Рифгатовна | |||
01.01.2024 12:35 | |||
Психологический семинар-практикум для родителей «Стили воспитания в семье» Практическое занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми. Цель практического занятия:
1. Вступительное слово психолога
Семья – это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме. Наша сегодняшняя встреча посвящена такой теме как: «Стили воспитания в семье и его влияние на здоровье ребенка». 2. Упражнение «Знакомство» Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение. Ход упражнения. Психолог. Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя, имена и возраст своих детей. Каждый участник должен закончить одно из следующих предложений.
Участник, который имеет более чем одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову, ведь никто ничего не записывает. 3. Информационное сообщение «Стили воспитания». В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми — очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня. В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье. Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка. Родители — сторонники демократического стиля воспитания — уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными. Обсуждение: – Какой из стилей, на ваш взгляд, является наиболее эффективным для воспитания? -Какой из стилей воспитания близок вам? 4. Упражнение «Правила для ребенка» Цель: установление ограничений для детей. Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например: - Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора. - Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь. - Не кричи так громко / Будем разговаривать тише. - Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге. Обсуждение: - Сложно было выполнить задание? - Есть такие правила, которые назвали участники различных команд? Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил. Рекомендации для родителей
Педагог-психолог: Дорогие родители, в повседневной жизни вам приходится разрешать многие ситуации с вашими детьми, и во всех случаях вы должны поступать мудро и ответственно, ведь для малышей мама и папа – пример для подражания. Сейчас я предлагаю вам вытянуть карточки, где описаны разные ситуации. За три минуты вы должны обдумать ситуацию и ответить, как вы поступите, а родители, у которых в действительности была такая ситуация, расскажут, какой выход из нее был на их опыте. Ситуация 1. Вы забрали ребенка из детского сада и по пути домой зашли в супермаркет за продуктами. Ребенок увидел очень дорогую игрушку и громко требует ее купить. У него начинается истерика. Какими будут ваши действия? Ситуация 2 На ужин вы приготовили для малыша вкусную кашу, но ребенокотказывается ее есть. Он говорит, что каша невкусная, горячая, с пенкой. Вы понимаете, что, если ребенок не поест кашу, то спать ляжет голодным. Что вы собираетесь делать? Ситуация 3 Ваш ребенок отказывается уходить с детской площадки, пока там остается хотя бы один ребенок. Как вы разрешите конфликт? Ситуация 4 Вы едете в автобусе из детского сада, ваш ребенок начинает выкрикивать неприличные слова. Ваши действия. 6. Упражнение «Солнце любви» Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Притча «Ангел» (под музыку «Аве Мария»). «За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: - Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен? Бог ответил: - Я подарю тебе Ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе. Ребенок задумался, затем сказал снова: - Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья. Бог ответил: - Твой Ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив. Затем ребенок спросил: - Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня? - Твой Ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью. - Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя… - Твой Ангел расскажет тебе обо мне, и я всегда буду рядом с тобой. В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил: - Боже, скажи же мне, как зовут моего Ангела? - Его имя не имеет значения. Ты будешь называть его просто Мама… Любите своих детей, будьте всегда для них Ангелами-хранителями...» Наша встреча завершается. Любите своих детей, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути! Лист отзывов и пожеланий Оставьте свои отзывы и пожелания
|