Дидактическое пособие «Кубики историй» — интерактивный метод экономического воспитания дошкольников |
Воспитание | |||
Автор: Бурцева Вера Петровна | |||
07.08.2023 07:48 | |||
Дидактическое пособие «Кубики историй» — интерактивный метод экономического воспитания дошкольников Бурцева В.П., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 399» г.о. Самара В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования в образовательной области социально-коммуникативное развитие педагог создает образовательные ситуации по ознакомлению детей с конкретными профессиями взрослых, демонстрирует возможные связи между профессиями, обращает внимание детей на содержание каждой профессии в соответствии с общей структурой трудового процесса, создает условия для знакомства детей с экономическими знаниями, рассказывает о назначении рекламы для распространения информации о товаре, Одно из интерактивных средств экономического воспитания, применяемое и родителями, и педагогами, — «Кубики историй». Это универсальное дидактическое пособие, с помощью которого можно расширять и систематизировать представления дошкольников о содержании и результатах деятельности людей различных профессий, о назначении рекламы. Изготовить кубики историй просто, необходимо 9 цветных пластмассовых кубиков, наборы картинок. Для удобства работы на кубиках лучше всего сделать прозрачные кармашки, чтобы при необходимости менять картинки. Кубики историй подразумевают несколько этапов работы с ними. 1. Определить тему и подобрать картинки. Например, «Профессии». Вместе с детьми нужно обсудить, какие картинки вы будете выбирать. Один кубик – изображение человека определённой профессии (врач, полицейский и т.д.), второй – его место работы, орудия труда, профессиональная одежда, трудовые действия, продукт/результат труда, личностные качества людей данной профессии, ваше отношение к профессии, кому необходима данная профессия. Лучше сразу не использовать все девять кубиков, а вводить их постепенно, в зависимости от возможностей дошкольников. На данном этапе можно выбрать три цвета кубиков, которые потом, при составлении рассказов, будут подсказкой для детей (начало, середина и конец рассказа).
2. Составление предложений. Начните с трёх кубиков. Даже при таком небольшом количестве кубиков, возможны различные варианты. Если играет один ребёнок, бросает кубик с изображением профессий. Например, на верхней грани кубика изображён авиадиспетчер, значит на остальных кубиках выбирает картинки, которые относятся к данной профессии. И составляет одно или несколько предложений. Например, авиадиспетчер работает в аэропорту, в диспетчерской башке его одежда – белая рубашка, темно-синий костюм. Количество игроков может соответствовать количеству кубиков, тогда каждый участник придумывает своё предложение. Постепенно количество кубиков увеличиваем до девяти. 3. Составление рассказов. Когда дошкольники составляют несколько предложений с опорой на кубики начинается следующий этап – составление рассказа. Здесь можно использовать цветовую подсказку, если на первом этапе мы определились цветовым обозначением кубиков. На этом этапе можно усложнить задачу: рассказ о профессии составлять по картинкам, выпавшим на верхних гранях кубиков. Но некоторые картинки будут относиться к другим профессиям. Поэтому можно использовать игру «Сравнение и сопоставление», помогая придумать предложение с картинкой, не относящейся к данной профессии. Например, результат труда авиадиспетчера –благополучные взлёт и посадка самолётов, проверка их исправности, а не положительные эмоции зрителей С помощью кубиков историй можно не только рассказывать о профессиях, но и сочинять рекламу. Правда здесь мы используем меньшее количество кубиков (товар, который рекламируем (красный кубик), жёлтые кубики: характеристика или описание (размер, форма, материал, цвет), качества/свойства (мягкий, нежный, ароматный, гибкий, прочный), назначение (для семьи, девочек, мальчиков), производитель, цена (скидка, подарок, бонус, акция до 1), зелёный кубик – действие (звони, приходи, действуй, напиши)). Можно усложнять работу с «Кубиками историй», размещая на гранях знак вопроса, чтобы воспитанники проявляли творчество и инициативу. Чтобы дошкольники были интеллектуально развитыми, необходимо регулярно стимулировать ассоциативное мышление. Игра «Угадай по признакам»: по двум прилагательным, характеризующим предмет или явление, нужно угадать, о чем идет речь. Например, бумажные и металлические. Игра «Цепочка». Каждый участник придумывает ассоциации к слову, сказанному предыдущим игроком. Например, слово деньги. Какая ваша ассоциация? Карта – банкомат – чек и т.д. Можно к одному слову подбирать различные ассоциации. Например, кошелек. Кошелёк – деньги, монеты, карточки, чеки, сумка, покупка, зарплата и т.д. Играть в ассоциации можно с кубиками. Выбрать один кубик, какая картинка будет сверху, к той и подбираем ассоциации. Кубики историй помогают формировать предпосылки финансовой грамотности, расширять представления о профессиях, рекламе, развивать и обогащать речь экономическими понятиями. Кубики историй. Профессии. Кубики историй. Реклама.
|