Статья «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста» |
Воспитание | |||
Автор: Мамаева Людмила Борисовна | |||
03.04.2023 05:02 | |||
Статья «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребёнка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребёнку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное воспитание — это развитие его восприятия ребёнком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. От того, как ребёнок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно дидактическая игра выступает средством сенсорного развития и воспитания.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, которые специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Виды дидактических игр:
Обязательным элементом дидактическим игр является:
Подготовка: Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний); Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения младших дошкольников определенной возрастной группы; Выбор места; Определение количества играющих; Подготовка необходимого дидактического материала; Подготовка к игре младших дошкольников; Проведение игры: Ознакомление младших дошкольников с содержанием игры; Объяснение хода и правил игры; Правила игры: Основная цель правил игры – организовать действия, поведения младших дошкольников; Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре. Данная группа игр направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры очень важны для умственного воспитания детей. Во время игр у ребёнка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, педагог побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей, побуждая их интерес, закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий. Не менее интересны детям младшего дошкольного возраста настольно- печатные игры. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолёты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов. Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды. Значение дидактических игр в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно-установленными сенсорными эталонами. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
|