Поддержка детской инициативы в процессе самообслуживания и элементарного бытого труда в раннем возрасте. |
Воспитание | |||
Автор: Турукина Ирина Юрьевна | |||
23.03.2023 10:21 | |||
Поддержка детской инициативы в процессе самообслуживания и элементарного бытого труда в раннем возрасте. Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду. «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство». (В. А. Сухомлинский). Цель приобщения дошкольника к труду по ФГОС ДО — содействовать позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
Для формирования элементарной трудовой деятельности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО необходимо: формировать положительное отношение к различным видам труда, развивать у детей способность ценить собственный труд, труд других людей и его результаты, формировать проявление самостоятельности в осуществлении трудовых действий, воспитывать чувство ответственности за выполнение трудовых поручений и результат. Для решения этих задач первостепенным является создание соответствующих условий. Только при условии хорошей организации ребенок сможет испытать радость от труда. В дошкольном возрасте можно выделить несколько видов труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Самообслуживание. С самого раннего возраста важно приобщать ребенка к труду. Дети младшего дошкольного возрасты вполне способны выполнить элементарные трудовые поручения. Только это должно происходить постоянно, системно, таким образом, будет вырабатываться привычка аккуратности и опрятности. Важно следить за качеством выполнения трудовых действий, давать оценку, поддерживать стремление ребенка к качественному выполнению трудовых действий. В старшем дошкольном возрасте можно предъявлять требования не только к качеству выполнения действия, но и ко времени, затраченному на выполнение этого действия. Дети способны последовательно одеваться, аккуратно есть, без напоминания пользоваться салфеткой, перед тем как мыть руки — засучить рукава, заметить неполадки в одежде и исправить их. Хозяйственно-бытовой труд. Посильно для дошкольников убрать на место игрушки, книги, постирать кукольную одежду, сервировать стол для кукол и для себя, повесить полотенца, подмести дорожки. Труд в природе. Дети могут совместно со взрослым полить комнатные растения, посадить луковицы, семена, собрать урожай. Благодаря этим простым действиям, дети еще учатся устанавливать причинно-следственные связи, проявляют интерес к объектам живой и неживой природы. Ручной труд. Дошкольники с интересом знакомятся с различными материалами и их свойствами, способами сбора природного материала, его обработки. В процессе увлекательного творческого действия у дошкольников получаются удивительные неповторимые поделки, которые потом можно подарить друзьям, родственникам, использовать в игре, украсить помещение. Дети способны осуществить мелкий ремонт книг, игрушек, изготовить счетный материал для образовательной деятельности. Выделяют следующие формы организации трудовой деятельности дошкольника:
Все трудовые поручения следует давать, объяснив, что, за чем и почему делается. Показать образец правильного выполнения поручения, несколько раз совместно выполнить его. Нужно добиваться, чтобы ребёнок выполнил работу до конца, и проверять её качество. Самообслуживание В раннем возрасте у ребенка формируются элементы самосознания, повышается уровень самостоятельности и инициативности в разных видах самообслуживания. Труд, направленный на удовлетворение личных потребностей (самообслуживание), у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком, личной расчёской, полотенцем и т. п.). В процессе труда обогащается личность ребенка, расширяется ориентировка в окружающем мире, развивается речь, координация движений, формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, аккуратность, опрятность. Учитывая возрастные особенности детей 2–3 лет (непроизвольное внимание, не умеют быстро реагировать на просьбы, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, быстро устают, отвлекаются), надо применять такие приемы, которые позволят сделать работу с малышами эмоциональной, интересной и результативной. Веселое стихотворение или потешка, коротенькая сценка, разыгранная с помощью любимых игрушек, песенка, пропетая в определенной ситуации, – все это вызывает у детей положительное эмоциональное отношение к действиям самообслуживания. Формирование тех или иных навыков всегда начинается с мотивации (зачем нужно что-либо сделать). Затем фиксируется внимание детей на результате деятельности. Все действия выполняются вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки, педагог показывает и объясняет действия. Таким образом, дети с помощью взрослого постепенно обучаются последовательности этих действий. Во время умывания приучают ребят к аккуратности (не мочить одежду, не разбрызгивать воду, не мешать друг другу). Дети 2–3 лет продолжают учиться с помощью воспитателя одеваться и раздеваться в определенной последовательности (расстегивать спереди пуговицы, молнии, простые застежки, снимать и надевать штанишки, юбки, колготки); аккуратно складывать и вешать свою одежду, убирать на место обувь; приучаются благодарить взрослых и сверстников за помощь, выражая благодарность вежливыми, приветливыми словами. Важно помнить, что такие качества, как самостоятельность, активность, особенно эффективно формируются у детей этого возраста именно в процессе труда по самообслуживанию. Процесс обучения одеванию и раздеванию для малышей наиболее сложный. В нем очень заметен разный темп развития детей, их движений, навыков, разные склонности, характеры, поэтому особенно важен дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку. Любовь и поддержка педагога стимулируют активность детей, вызывают у них желание сделать что-то приятное. Детей в раннем возрасте продолжают приучать к опрятности. У них формируют навыки пользования носовым платком, салфеткой, расческой, полотенцем, горшком. Самым действенным приемом выработки у детей той или иной привычки является напоминание. Во время еды малышей продолжают приучать проявлять самостоятельность, аккуратно, не торопясь есть, не разговаривать с набитым ртом, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; выходя из-за стола – уносить стульчик и ставить его на место и благодарить взрослого. Хозяйственно-бытовой труд Для малышей хозяйственно-бытовой труд – новый, интересный и привлекательный вид деятельности. Он строится на возрастающем интересе к окружающему миру. Хозяйственный труд малышей заключается в выполнении элементарных индивидуальных поручений (собрать и поставить на место игрушки; убрать со стола и поднять с пола кусочки бумаги, мелкие предметы, отнести их в мусорное ведро, сложить в коробки и шкафы строительный материал; покормить кукол; помыть посуду за куклами; по просьбе воспитателя отобрать для игр и трудовой деятельности предметы и игрушки; полить песок из лейки; протереть стульчики, полочки; смести снег с низких предметов; подмести листья с небольшого отрезка дорожки и т. д.). В работе с детьми важна прежде всего воспитательная, развивающая ценность труда. Важно формировать у них умение соблюдать порядок и чистоту; аккуратно и бережно относиться к вещам и игрушкам; понимать объяснение взрослого, чтобы действовать в соответствии с его заданием; прилагать волевые усилия, чтобы выполнить дело до конца. Важно стимулировать и поощрять проявление детьми самостоятельности, активности, старания, настойчивости, желания упражняться в действиях и получать удовлетворение от результатов. Необходимо поощрять и поддерживать у детей интерес к деятельности взрослых и сверстников, стремление помогать им и т. д. Всеми этими качествами дети овладевают постепенно под руководством и при помощи взрослого. Труд помогает научить малышей быть активными, думать, искать и находить выход из различных ситуаций, устанавливать элементарные причинно-следственные связи, позволяет решать многие обучающие задачи. Ознакомление детей с любой новой трудовой операцией следует начинать в совместной со взрослым деятельности. Сначала воспитатель обращается к малышу с просьбой помочь, например, протереть стол. Затем рассказывает и показывает, что и как нужно делать. Такая совместная деятельность помогает установить контакт между ребенком и взрослым. В этом возрасте малышей приобщают к наблюдению за понятным для них трудом взрослых, обращают их внимание на мотивы, результат деятельности, на конкретные действия, основные инструменты, материалы, применяемые при выполнении той или иной работы. Детей подводят к осознанию того, что взрослым необходимо помогать: не сорить, подбирать бумажки, подметать дорожки и т. д. В процессе работы с детьми очень важно предъявлять к ним единые требования со стороны всех взрослых (воспитателей и родителей). Ведь несовпадение требований может повлечь разногласия и навредить воспитанию ребенка. Только благодаря тесному контакту между педагогами и семьей можно добиться необходимых результатов. Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда. Список используемой литературы:
|