Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Поддержка детской инициативы в процессе самообслуживания и элементарного бытого труда в раннем возрасте.
Воспитание
Автор: Турукина Ирина Юрьевна   
23.03.2023 10:21

Поддержка детской инициативы в процессе самообслуживания и элементарного бытого труда в раннем возрасте.Поддержка детской инициативы в процессе самообслуживания и элементарного бытого труда в раннем возрасте.

Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство». (В. А. Сухомлинский).

Цель приобщения дошкольника к труду по ФГОС ДО — содействовать позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

 

Для формирования элементарной трудовой деятельности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО необходимо: формировать положительное отношение к различным видам труда, развивать у детей способность ценить собственный труд, труд других людей и его результаты, формировать проявление самостоятельности в осуществлении трудовых действий, воспитывать чувство ответственности за выполнение трудовых поручений и результат. Для решения этих задач первостепенным является создание соответствующих условий. Только при условии хорошей организации ребенок сможет испытать радость от труда.

В дошкольном возрасте можно выделить несколько видов труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание. С самого раннего возраста важно приобщать ребенка к труду. Дети младшего дошкольного возрасты вполне способны выполнить элементарные трудовые поручения. Только это должно происходить постоянно, системно, таким образом, будет вырабатываться привычка аккуратности и опрятности. Важно следить за качеством выполнения трудовых действий, давать оценку, поддерживать стремление ребенка к качественному выполнению трудовых действий. В старшем дошкольном возрасте можно предъявлять требования не только к качеству выполнения действия, но и ко времени, затраченному на выполнение этого действия. Дети способны последовательно одеваться, аккуратно есть, без напоминания пользоваться салфеткой, перед тем как мыть руки — засучить рукава, заметить неполадки в одежде и исправить их.

Хозяйственно-бытовой труд. Посильно для дошкольников убрать на место игрушки, книги, постирать кукольную одежду, сервировать стол для кукол и для себя, повесить полотенца, подмести дорожки.

Труд в природе. Дети могут совместно со взрослым полить комнатные растения, посадить луковицы, семена, собрать урожай. Благодаря этим простым действиям, дети еще учатся устанавливать причинно-следственные связи, проявляют интерес к объектам живой и неживой природы.

Ручной труд. Дошкольники с интересом знакомятся с различными материалами и их свойствами, способами сбора природного материала, его обработки. В процессе увлекательного творческого действия у дошкольников получаются удивительные неповторимые поделки, которые потом можно подарить друзьям, родственникам, использовать в игре, украсить помещение. Дети способны осуществить мелкий ремонт книг, игрушек, изготовить счетный материал для образовательной деятельности.

Выделяют следующие формы организации трудовой деятельности дошкольника:

  1. Совместный со взрослыми труд (наиболее распространен в раннем и младшем дошкольном возрасте). Взрослый учит трудовым умениям, контролирует процесс, показывает последовательность действий, помогает достичь результата и осознать способы действий, их связь с полученным результатом.
  2. Поручение – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям. Поручения — наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, поэтому они особенно важны на младших ступенях дошкольного детства, когда ребенок не может еще трудиться по своей инициативе.

Все трудовые поручения следует давать, объяснив, что, за чем и почему делается. Показать образец правильного выполнения поручения, несколько раз совместно выполнить его. Нужно добиваться, чтобы ребёнок выполнил работу до конца, и проверять её качество.

Самообслуживание

В раннем возрасте у ребенка формируются элементы самосознания, повышается уровень самостоятельности и инициативности в разных видах самообслуживания.

Труд, направленный на удовлетворение личных потребностей (самообслуживание), у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком, личной расчёской, полотенцем и т. п.). В процессе труда обогащается личность ребенка, расширяется ориентировка в окружающем мире, развивается речь, координация движений, формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, аккуратность, опрятность.

Учитывая возрастные особенности детей 2–3 лет (непроизвольное внимание, не умеют быстро реагировать на просьбы, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, быстро устают, отвлекаются), надо применять такие приемы, которые позволят сделать работу с малышами эмоциональной, интересной и результативной.

Веселое стихотворение или потешка, коротенькая сценка, разыгранная с помощью любимых игрушек, песенка, пропетая в определенной ситуации, – все это вызывает у детей положительное эмоциональное отношение к действиям самообслуживания. Формирование тех или иных навыков всегда начинается с мотивации (зачем нужно что-либо сделать). Затем фиксируется внимание детей на результате деятельности. Все действия выполняются вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки, педагог показывает и объясняет действия. Таким образом, дети с помощью взрослого постепенно обучаются последовательности этих действий.

Во время умывания приучают ребят к аккуратности (не мочить одежду, не разбрызгивать воду, не мешать друг другу).

Дети 2–3 лет продолжают учиться с помощью воспитателя одеваться и раздеваться в определенной последовательности (расстегивать спереди пуговицы, молнии, простые застежки, снимать и надевать штанишки, юбки, колготки); аккуратно складывать и вешать свою одежду, убирать на место обувь; приучаются благодарить взрослых и сверстников за помощь, выражая благодарность вежливыми, приветливыми словами.

Важно помнить, что такие качества, как самостоятельность, активность, особенно эффективно формируются у детей этого возраста именно в процессе труда по самообслуживанию.

Процесс обучения одеванию и раздеванию для малышей наиболее сложный. В нем очень заметен разный темп развития детей, их движений, навыков, разные склонности, характеры, поэтому особенно важен дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Любовь и поддержка педагога стимулируют активность детей, вызывают у них желание сделать что-то приятное.

Детей в раннем возрасте продолжают приучать к опрятности. У них формируют навыки пользования носовым платком, салфеткой, расческой, полотенцем, горшком. Самым действенным приемом выработки у детей той или иной привычки является напоминание.

Во время еды малышей продолжают приучать проявлять самостоятельность, аккуратно, не торопясь есть, не разговаривать с набитым ртом, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; выходя из-за стола – уносить стульчик и ставить его на место и благодарить взрослого.

Хозяйственно-бытовой труд

Для малышей хозяйственно-бытовой труд – новый, интересный и привлекательный вид деятельности. Он строится на возрастающем интересе к окружающему миру. Хозяйственный труд малышей заключается в выполнении элементарных индивидуальных поручений (собрать и поставить на место игрушки; убрать со стола и поднять с пола кусочки бумаги, мелкие предметы, отнести их в мусорное ведро, сложить в коробки и шкафы строительный материал; покормить кукол; помыть посуду за куклами; по просьбе воспитателя отобрать для игр и трудовой деятельности предметы и игрушки; полить песок из лейки; протереть стульчики, полочки; смести снег с низких предметов; подмести листья с небольшого отрезка дорожки и т. д.). В работе с детьми важна прежде всего воспитательная, развивающая ценность труда. Важно формировать у них умение соблюдать порядок и чистоту; аккуратно и бережно относиться к вещам и игрушкам; понимать объяснение взрослого, чтобы действовать в соответствии с его заданием; прилагать волевые усилия, чтобы выполнить дело до конца. Важно стимулировать и поощрять проявление детьми самостоятельности, активности, старания, настойчивости, желания упражняться в действиях и получать удовлетворение от результатов. Необходимо поощрять и поддерживать у детей интерес к деятельности взрослых и сверстников, стремление помогать им и т. д. Всеми этими качествами дети овладевают постепенно под руководством и при помощи взрослого.

Труд помогает научить малышей быть активными, думать, искать и находить выход из различных ситуаций, устанавливать элементарные причинно-следственные связи, позволяет решать многие обучающие задачи. Ознакомление детей с любой новой трудовой операцией следует начинать в совместной со взрослым деятельности. Сначала воспитатель обращается к малышу с просьбой помочь, например, протереть стол. Затем рассказывает и показывает, что и как нужно делать. Такая совместная деятельность помогает установить контакт между ребенком и взрослым.

В этом возрасте малышей приобщают к наблюдению за понятным для них трудом взрослых, обращают их внимание на мотивы, результат деятельности, на конкретные действия, основные инструменты, материалы, применяемые при выполнении той или иной работы.

Детей подводят к осознанию того, что взрослым необходимо помогать: не сорить, подбирать бумажки, подметать дорожки и т. д.

В процессе работы с детьми очень важно предъявлять к ним единые требования со стороны всех взрослых (воспитателей и родителей). Ведь несовпадение требований может повлечь разногласия и навредить воспитанию ребенка. Только благодаря тесному контакту между педагогами и семьей можно добиться необходимых результатов.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

Список используемой литературы:

  1. Л. Ю. Павлова, Л. В. Куцакова, Т. С. Комарова «Трудовое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.: Мозаика-синтез М.:; 2009
  2. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М., 2004.
  3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год