Сенсорное воспитание в стенах сенсорной комнаты. |
Воспитание | |||
Автор: Юрченко Анастасия Владимировна | |||
07.10.2022 13:04 | |||
Сенсорное воспитание в стенах сенсорной комнаты. Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). В настоящее время наиболее эффективным методом развития сенсорного воспитания является создание «сенсорных комнат», «релаксационных комнат», «комнат релаксации и психоэмоциональной разгрузки», то есть интерактивной среды, в которой присутствуют специальная мебель, световые эффекты, релаксационные или, наоборот, активизирующие звуки, запахи и т. д. при полном или частичном общем затемнении. Иногда, под сенсорной комнатой понимают некий симбиоз интерактивного оборудования (темная комната) и материалов для сенсорного развития в традиционном смысле этого понятия.
Невозможно не вспомнить слова Альберта Эйнштейна, великого математика, Мыслителя с большой буквы: «Самое прекрасное, что мы можем испытать, ― это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…» Сенсорная комната – это богатый, дополнительный, а иногда просто необходимый инструментарий в руках различных специалистов, который используется для достижения определённых целей в развитии и коррекции. Заниматься в сенсорной комнате с малышом можно начинать с 6 месяцев. На первом этапе дети должны подробно ознакомиться с ней, почувствовать себя свободно. После того как дети освоятся в пространстве, поэтапно вводятся в действие элементы сенсорной комнаты. На втором этапе педагог показывает пример использования предметов, всячески поощряет попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту. Занятия в сенсорной комнате начинаются с развития кожно-кинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия. Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а так же зрительно-моторная координация. Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие. Основными целями занятий в сенсорной комнате являются:
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того,
Общеразвивающие задачи в сенсорной комнате:
Общеразвивающая, коррекционно-образовательная, психологическая и психотерапевтическая работа с детьми осуществляется в соответствии с принципами:
При отборе содержания для занятий с разными категориями детей, подростков и взрослых учитываются:
Основные направления работы:
Взаимодействуя с интерактивным оборудованием, ребенок «погружается» в ирреальное пространство. Экспериментально и практически установлено, что в виртуальной реальности можно создавать объекты и целые миры. В темной сенсорной комнате это достигается с помощью работы прожекторов и эффектов, светильников, различных панелей, панно и т. п. Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение, что приводит к более быстрому развитию интеллекта (мышления, речи) ребенка. Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Они учатся общаться, делиться впечатлениями. Работа с детьми по развитию сенсорного воспитания направлена не только на решение проблем обучения и воспитания. Она предполагает также выявление, коррекцию и ликвидацию всех неблагоприятных последствий с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильного формирования мировоззрения, а также социализацию. Юрченко Анастасия Владимировна ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»
|