Педагогическая статья "Знакомство детей со сказкой и воспитание сказкой" |
Воспитание | |||
Автор: Григорьева Наталья Сергеевна | |||
26.03.2017 13:07 | |||
Педагогическая статья "Знакомство детей со сказкой и воспитание сказкой" Всем известно, что уже в раннем возрасте ребенок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает короткие сказки, живет вместе с героями книг, сочувствует им одним, и по-детски осуждает других. Под влиянием книг, разнообразных художественно- дидактических пособий, и групповых занятий со взрослым возникает детская художественно-речевая деятельность. К 5-6 годам дети приобретают навык сосредоточенного внимательного слушания литературных произведений, умения мотивированно высказывать свое отношение к содержанию, к персонажам сказок. «Сказочное» творчество базируется на игре, максимальное обогащение работы со сказкой элементами игровой деятельности заложить более глубокие основы литературного воспитания, создаст фундамент для дальнейшего его развития. Знакомство со сказкой начинается с выразительного ее чтения взрослым. Характер и содержание последующей работы обуславливается самим литературным произведением, возрастом, уровнем развития и активности детей. Педагог избирает какой-то один метод или сочетает разные методы в зависимости от задач, которые он перед собой ставит. Рассмотрим основные методы работы: 1. Целенаправленное наблюдение.
а) Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описание героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет необходимые акценты в суть переживаемого. б) Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. в) Рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями. Лепка сказочных персонажей из доступных материалов, изготовление карнавальных масок, костюмов (костюмы Гнома, Бабы Яги, Водяного, Привидения не очень сложны. А уж «волшебные атрибуты»: связка ключей, метла, колдовская книга – вообще изготовить легко). После рисования, лепки, изготовления костюмов можно провести обсуждение иллюстраций и поделок. г) Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам) с учетом места действия (мельничный пруд, лес, старинный замок и т.д.) и характера действия. 2. Сравнение. а) Игра в сравнения ( «Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого точнее, у кого – самое неожиданное и в то же время точное?»). б) Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту. в) Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта. Можно предложить детям сравнить сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают? 3. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей. а) Узнавание автора по стилю. Например, характерная особенность сказок О.Пройслера – юмор, лукавый, добродушный и вместе с тем, если можно сказать, «реалистический». Дети смогут определить его авторство после прочтения педагогом нескольким юмористических отрывков. б) Узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное. в) Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки. г) Литературный театр. Синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя. 4. Эксперимент с художественным образом. а) Рассказывание от имени одного из героев произведения. Традиционный пересказ прочитанного модифицируется в данном случае благодаря возможности как бы проигрывать разные роли. Ребенок учитывает в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношение с другими персонажами книги. б) Герои среди нас. Персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Задание, помимо фантазии развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт. в) Домысливание судьбы героя. Это задание предполагает развитие идеи автора, домысливание дальнейшей деятельности героя в рамках тех обстоятельств, которые описаны в книге. Если предыдущее задание имеет юмористический, даже пародийный характер, то здесь все рассчитано на детскую фантазию, «вживание в образ». 5. Оценка и суждение. а) Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказать достоинства своего героя и убедить слушателей. б) Любимая сказка, любимый автор. Умение выделить любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных, способность выделить автора – принципиально важный шаг в развитии читательской культуры. в) Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном ( «О каких события идет речь в сказке? Встречались ли подобные события в других сказках? Где происходит действие? Знакомо ли это место по другим сказкам?»). г) Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях. Задача беседы — развить художественное ассоциации ( «На какого героя из ранее прослушанных сказок похож герой новой сказки? Чем те герои (герой) отличаются от только что узнанного, и в чем их сходство?»). д) Беседа о жанре «Какие еще сказки ты знаешь? Какие сказки ты больше любишь: о современности или о прошлом? Какие сказки, посвященные нашей современности, ты знаешь? Какие ты помнишь сказки, где действуют только животные? Где показаны чудеса техники? Какие ты помнишь сказочные фильмы, спектакли?». е) Беседы об авторе. После предварительной работы воспитатель может в доступной для детей форме рассказать о русских сказочниках (К. Паустовский, А.Платонов, В. Бианки, И.Токмакова, Р. Погодин, Э. Успенский) и зарубежных (Х. К. Андерсен, А.Линдгрен, О. Пройслер, Д. Родари, Т. Янссон и др.). Рассказ о зарубежном сказочнике хорошо предварить рассказом о его стране. Полезно отметить черты творчества, рожденные народной сказкой и вместе с тем элементы новаторства. ж) Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод ( «Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Такую же беседу можно провести о самой страшной, самой печальной книжке – в любом случае развивается литературно-ассоциативное мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству получен- ных от книг впечатлений. Наряду с этим вырабатывается умение выделять в книге конкретный эпизод. Для ребенка, не умеющего читать, книга без взрослого посредника не существует. Для того чтобы реализовать воспитательные возможности сказки, необходимо создать определенные условия. В семье, прежде всего, должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью ребенка, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать сказки как искусство слова. Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, диалогами, ритмической напевностью языка развивает образность мышления, выразительность языка. Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает воображение, фантазию, вместе с тем расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Сказка дает ребенку нравственный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому. Отождествляя себя с героями сказок, ребенок вбирает в себя идеи гуманизма. Детей захватывает напряженность сюжета, неожиданности, опасности, превращения, борьба добра и зла, которая, приобретая разные формы, проходит через сказку. Ребенок радуется благополучному концу, победе справедливого, честного, бесстрашного героя, награде за стойкость, трудолюбие. Слушая сказку, ребенок должен не только усвоить ее содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые переданы в произведении. Благодаря сказке, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к окружающему миру. Сказка является источником и побудителем чувств, переживаний — нравственных, интеллектуальных, эстетических. Сказка глубоко захватывает чувство, волю, воображение ребенка, дети мысленно участвуют в каждом этапе борьбы со злом, искренне переживают незаслуженную обиду, отстаивают справедливость. Эта внутренняя активность ребенка дает возможность ему интуитивно познать то, что пока недоступно его разуму. Немаловажное значение имеют образцы поведения, представленные в сказках. Для ребенка очень важна оценка взрослыми поступков, действий его сверстников, его самого, сказочных персонажей. Слушая сказку, ребенок обязательно хочет выяснить, кто хороший, а кто плохой. Под влиянием той оценки, которую дает взрослый, у детей формируются моральные качества. Дошкольники уже осознают, понимают и ориентируются в переживаниях, у них начинает складываться личностная самооценка. Чувства, возникающие у ребенка, по отношению к другим людям, легко переносятся им на героев сказок. Ребенок может вновь и вновь слушать одну и ту же сказку, но чувства, вызываемые ею, от этого не ослабевают, а становятся сильнее. Наиболее яркое чувство детей при слушании сказок – это сочувствие всем, кто попал в беду. Особое сочувствие вызывают положительные герои. Любая короткая бесхитростная сказка может быть первым уроком в становлении личности, первым примером формулы, согласно которой доброта – хорошо, а зло и коварство – плохо. Таким образом, воспитание сказкой приводит к большим изменениям в нравственно-эстетической и эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни.
|