СУЩНОСТЬ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ |
Воспитание | |||
Автор: Яскевич Елена Борисовна | |||
24.12.2021 07:20 | |||
СУЩНОСТЬ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики М. Монтессори, Ф.Фребель, О.Декроли справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
В раннем возрасте у детей происходят очень значительные изменения, как в физическом, так и особенно в их нервно – психическом развитии. В предметной деятельности происходит быстрое сенсорное развитие. Более тонкими становятся зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Ребёнок легко различает резко контрастные формы предметов (шар и куб), резко контрастную величину предметов. Это говорит о том, что ребёнок в своих действиях правильно ориентируется в резко контрастной величине и форме предметов. В период от 2-х до 3-х лет в процессе разнообразной деятельности происходит дальнейшее сенсорное развитие. Большое место в деятельности ребёнка продолжает занимать предметная деятельность, но отношение ребёнка к своим действиям уже несколько иное – ребёнок настойчиво добивается получения определенного результата, либо эти действия носят характер экспериментирования. Производя различные действия ребёнок как бы исследует предмет и его свойства. Далее у ребёнка совершенствуются ощущения и восприятия детей. Восприятия становятся более точными, дифференцированными. На занятиях дети могут овладевать умением сопоставлять предметы, например, по длине, высоте, ширине; у них формируются представления о некоторых основных предметах, формах. Это оказывается весьма ценным для развития, поскольку даёт ребёнку возможность сопоставлять со свойствами воспринимаемых предметов. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. По этому, нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ Исследования многих учёных (К. Бюлера, А. В. Запорожца, Л.А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действие восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими. Развитие восприятия определяется тремя параметрами – перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов – эталонов с предметами окружающего мира. Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств. В отличие от восприятия, ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Во всех видах восприятия важную роль играют двигательные ощущения. Различают два вида восприятия: восприятие как реакция схватывания, направленная на то, чтобы узнать предмет или определить его свойства и восприятие как реакция детального видения, которая наблюдается при глубоком изучении, познании предмета. Основными свойствами восприятия являются: предметность, целостность, констатность и категориальность. Восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от задач, целей, мотивов деятельности, от индивидуальных особенностей личности. Ранний возраст – период интенсивного развития многих психических функций – мышления, памяти, внимания. Восприятие доминирует среди всех этих взаимосвязанных функций, то есть остальные психические процессы находятся в прямой зависимости от него. По общему мнению учёных: А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной – сенсорное развитие – сложный процесс, который включает в себя в качестве основных моментов – усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом и овладение способами обследования предметов. Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия на которых осуществляется ориентировка на цвет, провожу при естественном освещении. При искусственном освещении дети не смогут воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка. Дидактический материал раскладываю на светлом фоне, на светлых салфетках они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания. Представления о величине формируются у детей на основе действий, которые они выполняют в процессе сравнения. Эти действия вырабатывают у них умение классифицировать, группировать. Для определения величины предмета необходимо выбрать эиалон. На коврике раскладываю игрушки разного размера и говорю детям, что все игрушки, которые они видят, будем сравнивать с мишкой. Те игрушки, которые больше мишки, будем оставлять на нашем большом ковре, а те, которые меньше – посадим на маленький коврик. С целью научить ребёнка чередовать предметы по величине, различать величину предметов, провожу такие игры, как «Сделаем кукле бусы», «Поможем куклам найти свою одежду», «Какой мяч больше», «Складывание пирамидки», «Матрёшки» и другие. Знания о размере предметов помогает закрепить рассматривание картин, иллюстраций в книгах. После прочтения сказки «Три медведя» беседуем с детьми. Спрашиваю: «Куда попала Машенька?» «На какой стул она сначала села?» «А потом на какой?» «Какую чашку она взяла, какую ложку?» «На какую кроватку легла?» «На какой кроватке заснула?». Прошу детей взять папу – мишку, маму – мишку и маленького медвежонка и посадить их каждого на свой стульчик, затем прошу поставить перед каждым свою тарелку положить свою ложку. Перед прочтением сказки заранее подготавливаю три игрушки разного размера (медвежат), три тарелки, три ложки и три чашки разного размера. Затем укладываем медвежат спать, каждого в свою кроватку. Дети с удовольствием принимают участие в инсценировке сказки. ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ В раннем возрасте начинается формирование сенсорных эталонов – вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребёнка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зелёная трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщённым эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным. Сенсорные эталоны – это представление о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Сенсорными эталонами для ребёнка служат, например: система геометрических форм (треугольник, круг, квадрат и т.д.); основные цвета (красный, жёлтый, оранжевый и т.д.); звуки родного языка; звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми и т.д.) и др. В раннем возрасте создаются лишь предпосылки для усвоения в дальнейшем сенсорных эталонов, поэтому период раннего детства называют доэталонным периодом. В это время ребёнок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, величины. Но далеко не все эти свойства и далеко не во всех случаях привлекают внимание ребёнка, приобретают для него то или иное жизненное значение, становятся признаками предметов, которые он учитывает в своих действиях. В раннем возрасте дети способны понять значение этих разновидностей как образцов, с которыми следует сравнивать свойства разнообразных предметов. Под влиянием речи совершенствуется ощущение, восприятие, мышление, память ребёнка.
|