Статья «Нужна ли сюжетно ролевая игра в воспитании детей дошкольного возраста?» |
Воспитание | |||
Автор: Полосуева Олеся Николаевна | |||
16.11.2016 09:01 | |||
Статья «Нужна ли сюжетно ролевая игра в воспитании детей дошкольного возраста?» Полосуева Олеся Николаевна воспитатель МАДОУ детский сад №1 2016 год, Комитет образования администрации Балаковского муниципального района. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 1» г. Балаково Саратовской области. Нельзя подготовить ребёнка к будущему активному участию в жизни общества, не позаботившись в развитии его чувств, всестороннем развитии его интеллекта с ранних лет. И возможности игр в осуществлении этих задач безграничны. Игра вносит в жизни детей много нового, полезного и интересного. А во что играют дети, какими игрушками пользуются, что делают дети в игре давайте разберемся.
Игра — это отражение жизни о роли игры в жизни дошкольника, ее значении для формирования его личности хорошо известно всем, кто работает в детских садах. Мне хотелось бы затронуть такие проблемы, связанные с сюжетно-ролевыми играми, как их подготовка, индивидуальный подход к формированию детского игрового коллектива, использование игры для воспитания у детей коллективизма, уважения к труду, чувства справедливости и т. д. Организация длительных сюжетно-ролевых игр требует от воспитателя значительных усилий по их тщательной и продуманной подготовке, но все они окупаются и заинтересованностью детей, и эффективностью их проведения. Все дети очень требовательны к тем предметам, в которые они будут играть, ищут в них сходство с действительностью. Во время игры дети могут заменять игрушки другими, более подходящими для замысла, и наделять их воображаемыми свойствами. В процессе проведения игр рекомендуется использовать игрушки и предметы различных размеров, форм и конструкций. Это могут быть куклы, изображающие девочек и мальчиков. Они должны иметь собственные имена, должны быть по- разному одеты, а их одежда должна легко сниматься и одеваться. Для некоторых кукол необходимо иметь набор белья и посуды, чтобы приучать детей к элементарному труду. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Так, к сюжетно-ролевой игре "Почта" я заранее изготавливаю все необходимые для ее организации атрибуты (конверты, бланки, открытки, сумку для почтальона, почтовый штамп), провожу экскурсию на почту, в ходе которой дети знакомятся с работой почтовых работников; составляю письма в детскую телевизионную передачу "Пригласительный билет", заболевшим воспитанникам, читаю "Почту" С. Маршака. Готовясь к сюжетно-ролевой игре «Зоопарк» читаю детям произведения разных авторов, посвященные природе; рассказываю о животных, которых дети, живущие в средней полосе-России, могут увидеть только в зоопарке (верблюд, слон, обезьяны и т. д.), сопровождая рассказ показом иллюстраций; изготавливаю все необходимые атрибуты (силуэтные фигуры верблюда, медведя, слона, оленя и их детенышей, деревьев, растущих в тех природных зонах, где обитают эти животные; картонные вольеры для них, указатели, инвентарь для ухода за ними и т. д.). Чтобы интерес к игре, которая длится долго, иногда по неделям, не угасал, необходимо вносить в нее все новые и новые дополнения, придумывать различные варианты их проведения. Например, в сюжетно-ролевой игре "Театр" целесообразно предлагать детям следующие варианты: открытие детского театра "Рябинка", где в роли артистов выступают сначала родители, потом дети; получение телеграммы, в которой сообщается, что настоящие артисты уехали на гастроли, но спектакль должен обязательно состояться; есть идея провести конкурс танцев и песен с участием родителей. Очень важным считаю такой момент, как формирование детского игрового коллектива, распределение ролей в игре. Самое главное — индивидуальный подход, который предполагает знание особенностей каждого ребенка, понимание его склонностей и интересов. Это помогает детям, даже самым застенчивым и неорганизованным, раскрыться, проявить инициативу, удерживать интерес к игре на протяжении длительного времен. При таком подходе подчас выявляются самые неожиданные вещи. Особое усилия требует подготовка сюжетно- ролевой игры «Семья», «Гости», «День рожденье». Провожу беседы о взаимоотношениях в семье, где работают родители, этические беседы: «ждем гостей» и «идем в гости». Разучиваем песенки. Составляем планы игры и т.д. Изготавливаем атрибуты: кукольную посуду, угощение, предметы- заместители: столы со скатертями, чайные приборы, вазы, пироги. Для игры «Магазин» изготавливаем муляжи овощей, фруктов, хлебо-булочные изделия, торты, игрушки, книжки самоделки, кошельки. При изготовлении атрибутов использую соленое тесто, пенопласт, опилки, пузырьки, коробочки, баночки, технику «папье-маше» и т. д. По опыту знаю, какое большое значение имеет начало игры, момент ее возникновения. Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, использую следующие правило:
Важно также правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю также выявить собственные недочеты при ее подготовке Как было сказано выше, очень много времени занимает подготовка всех необходимых для игр атрибутов, поэтому стараюсь привлекать к этой работе родителей, тем более что все, что делают родители, вызывает особый интерес и гордость детей. Занимаясь организацией и проведением творческих сюжетно-ролевых игр, я пришла к выводу: эту работу необходимо продолжать, ибо ее результаты на лицо., Мои воспитанники полюбили игры, часто организуют их по собственной инициативе, самостоятельно распределяют роли, творчески развивают сюжет, становится более инициативными. Литература:
|