Технология полоролевого воспитания дошкольников. |
Воспитание | |||
Автор: Халевина Оксана Михайловна | |||
03.12.2020 17:14 | |||
Технология полоролевого воспитания дошкольников. Халевина Оксана Михайловна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Рябинушка», г. Абакан, Республика Хакасия Содержание полоролевого воспитания детей направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия. Анализ научных исследований Л.В. Абдульмановой, О.В. Дыбиной, С.А. Козловой, М.В. Корепановой, И.Э. Куликовской, В.И. Ляскало, Л.А. Парамоновой, Т.Н. Тарановой и Р.М. Чумичевой позволил определить логику построения технологии полоролевого воспитания дошкольников. Она представляет собой определенный педагогический алгоритм, обеспечивающий достижение достаточного уровня полоролевой воспитанности:
Первая и вторая составляющая педагогического алгоритма реализуются в интеллектуально-познавательной и игровой формах организации жизнедеятельности детей и представлено тематическими занятиями.
В группах детей младшего и среднего дошкольного возраста можно проводить следующие занятия: «Кто такие мальчики и девочки?», «Мальчики и девочки -разные и похожие», «Одежда мальчиков, одежда девочек». Дидактические игры «Кто что носит», «Наши прически», «Кто что делает»; игры-состязания «Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»: игры-занятия с куклами «Накормим куклу Дашу», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Куклы встречают гостей»; сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «У нас гости», «Поход в магазин всей семьей», «Детский сад»; подвижные игры «Утка и утята», «Сокол и лебедушка»; моделирование жизненно значимой ситуации «Ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка. Твои действия?» В группах младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать символические игры. Например, в игре «Кто живет в сердце мальчика (девочки)» детям предлагаются карточки-символы: добра, красоты, честности, смелости, силы и т.д; дети отбирают те, которые обозначали ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. Данные символические изображения позволяют доступным способом сформировать у младших дошкольников представления о качествах мужественности (женственности). У детей старшего школьного возраста для формирования представления о видовой, родовой, половой принадлежности, умение аргументировать их по существенным признакам. Для этого используются следующие тематические занятия: «Мальчики и девочки — сходство и отличие», «Увлечения мальчиков и девочек», «Семейные традиции», «Правила этикета» и др. В данном виде занятий применяются особые методы и приемы:
Личный опыт детей активизируется с помощью вопросов: «Как ты относишься к своей маленькой сестренке?», «Играешь ли с ней?», «Ухаживаешь ли за ней?», «Помогаешь ли ты маме/папе?», «Делаешь ли им приятное?». Третья и четвертая составляющие технологии полоролевого воспитания реализуется в процессе диалога. В группах детей младшего и среднего дошкольного возраста используются следующие методы и приемы:
Диалоговая форма организации деятельности детей старшего дошкольного возраста представлена следующими тематическими занятиями: «О чем мечтают мальчики? О чем мечтают девочки?», «Кем я стану». В данном виде занятий используются следующие методы и приемы:
Использование произведений изобразительного искусства позволяет формировать эстетические представления о человеке, женщине и мужчине, полоролевом поведении, мужском и женском этикете. Пятая и шестая составляющие педагогического алгоритма. Рефлексивно-игровая модель деятельности направлена на развитие потребности в самореализации, становление культуры личности и полоролевой культуры. Логика построения модели:
В ходе реализации рефлексивно-игровой модели деятельности используются рефлексивно-диалоговые методы:
Седьмая составляющая технологии полоролевого воспитания реализовывается в игровой, театрализованной, экспериментальной, проблемно-поисковой формах организации жизнедеятельности детей. Игровая форма организации жизнедеятельности ребенка осуществляется с помощью следующих методов:
В экспериментальной форме организации деятельности содержания полоролевого воспитания в старшем дошкольном возрасте реализовываются на следующих тематических занятиях ( «Мальчики — юные помощники», «Как стать настоящим мастером?», «Девочки-маленькие хозяюшки», «Мужская и женская работа»). Данная форма организации деятельности дошкольников предполагала ознакомление с мужским и женским трудом, что позволяет ребенку входить в мир социальных отношений. Технология полоролевого воспитания требует от педагога умения вести за собой детей, позволив им делать самостоятельный выбор, подготовленный не педагогом, а всем содержанием деятельности. Идея самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия ребенка – одна из основных задач данной технологии. Список литературы
|