Финансовое воспитание в условиях детского сада. |
Воспитание | |||
Автор: Соловьёва Елена | |||
14.03.2020 14:00 | |||
Финансовое воспитание в условиях детского сада. Е. А. Соловьева, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Росинка» г. Ядрина Нынешние дети начинают приобретать первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях уже с дошкольного возраста. В повседневной жизни малыш сталкивается с теми или иными финансово-экономическими явлениями. Быстро меняющаяся инфраструктура современной жизни диктует необходимость экономического образования населения уже с дошкольного возраста. В целях формирования у детей правильного и грамотного экономического представления, педагогическим коллективом нашего детского сада было решено с воспитанниками старшего дошкольного возраста изучать финансовую грамотность.
В ходе апробации в старшем возрасте детского сада финансового воспитания ключевой задачей стало повышение экономической компетенции дошкольников. Экономическое воспитание дошкольников осуществлялось на базе дошкольного учреждения в ходе экспериментальной. Объектом исследования экспериментальной площадки стали учебно-воспитательный процесс, игровая и творческая деятельности, досуги малышей в детском саду. Цель эксперимента – выявить и повысить экономические представления дошкольников, формирование у воспитанников умений, навыков и компетенций для принятия грамотных финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми организациями. Задачи эксперимента
Над экспериментом работала команда педагогов, творческая группа, которая в ходе совещаний, семинаров и консультаций определяла курс по реализации эксперимента. Реализацию эксперимента начали с подготовки методической и программной документации и создания предметно развивающей среды. Творческой группой педагогов чётко была определена суть экономического образования дошкольников, которая состояла не в организации специального обучения экономике, что потребовало бы дополнительного времени и могло бы привести к перегрузке детей, а в обогащении и концентрации различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Также интегрировалась и обогащалась экономическим содержанием непосредственно образовательная деятельность — по математике, экологии, художественному творчеству и ознакомлению с социальным и предметным миром. Создание предметно развивающей среды предполагало пополнение развивающей среды настольно-печатными играми «Монополия», «Деньги», «Веселый бизнесмен», «Бизнес лайф», «Менеджер», «Супермаркет»; дидактическими играми «Что такое деньги», «Доходы семьи Чебурашки», «Задачи», «Хранение денег», «Средства передвижения», «Ребусы», «Реклама для магазина Мишки», атрибутикой для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Почта», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Сбербанк». Родителями воспитанников даже был изготовлен модель банкомата с функцией распечатки чеков, что побуждало интерес детей к изучению финансовых операций. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями, ситуациями и пособиями поспособствовало развитию у них реального экономического мышления, что сделал этот процесс более осознанным и динамичным. Примерное содержание освоения финансовой грамотности было отражено в 5 основных темах:
В рамках освоения содержания экономического образования в детском саду прошли циклы занимательных занятий «Дети и деньги», «Какие бывают сбережения», «Обязательные платежи», «Товары первой необходимости», «Потребительская корзина», «Что такое налог», «Моя любимая реклама». Малыши кроме хорошо известных им профессий познакомились ещё с понятиями и профессиями рекламный агент, рекламодатель, банкир, менеджер, налоговый инспектор. Для воспитанников детского сада совместно с родителями были организованы экскурсии в банк, на почту, в торговый центр, в швейную мастерскую, под хештегом «Приключения будущего финансиста». Чтения, обсуждения и драматизации сказок с экономическим содержанием использовались для накопления практического опыта и формирования экономико-финансового представления в различных отношениях и бытовых ситуациях малышей. Народные сказки, собравшие вековой социально-экономический опыт народа, использовались для воспитания таких качеств личности, как трудолюбие, аккуратность, хозяйственность, бережливость, расчетливость, практичность и другие. Педагоги с детьми читали, анализировали и драматизировали народные и авторские сказки с экономическим содержанием: «Лиса, заяц и петух», «Теремок», «Колобок», «мужик и медведь», "Как Миша из покупателя превратился в продавца ", «Маленький бизнесмен», «Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом», «Купите лук», «Как мишка хотел открыть магазин» и т.д. В ходе экономического воспитания активизировалось знакомство и заучивание пословиц и поговорок о труде, о деньгах, о купле – продаже, о богатстве и бедности, о бережливости, о добре, Например: «Кончил дело – гуляй смело», «Труд кормит, а лень портит» и другие. Также дошкольниками были проведены беседы: "Знакомство с российской национальной валютой" " Как старину проходил товарообмен", "Что такое реклама", «Где и кем работают Ваши родители», «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет», «Кем я хочу стать». Известно, что ведущей деятельностью воспитанников является игра, поэтому для освоения экономических знаний использовались ролевые, дидактические, развивающие и рекламные игры. Сделать экономику понятной помогали сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигали смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаясь» экономике. В ролевых играх моделировались реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Педагогами проводились игры – занятия по темам «Семейный бюджет: «Доход — расход» «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему», дидактические игры «Семейный бюджет», «Кто что делает?», «Назови профессию», «Какие бывают доходы?», «Маршруты товаров». В ходе игр уточнялись и закреплялись предоставления детей о мире экономических явлений, терминах приобретались новые элементарные экономические представления. Дети очень полюбили рекламные игры. Они с интересом учились рекламировать лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущественные качества. На занятиях по художественно-изобразительной деятельности малыши учились рисовать и оформлять рекламные вывески. На занятиях по формированию элементарных математических представлений дошкольники учились решать логические и арифметические задачи, задачи – шутки, которые сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают воображение и логику рассуждений, а также имеют экономическую идею. Например, задачи мудрого Филина:
Педагогами активно создавались ситуации обсуждений на темы: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Откуда поступает товар?», «Где и кем производится товар?». Также наши малыши принимали участия в конкурсах по «Финансовой грамотности» для дошкольников. В ходе эксперимента был реализован мини-проект «Моя копилка», в рамках которого родители с детьми в ходе совместного прикладного творчества изготовили копилки. В копилки ребята собирали монеты и тем самым учились накапливать сбережения для исполнения своих желаний. Таким образом, в ходе эксперимента у детей появился интерес к экономической сфере жизни семьи, общества, повысился уровень сформированных экономических представлений, экономические знания и термины дети умело включают в самостоятельные игры, у дошкольников есть понимание первичных и вторичных потребностей. Также мы отмечаем, что изменилась позиция родителей финансового воспитания дошкольников, у них появилось понимание актуальности и значимости данного направления работы с детьми с малых лет. У родителей вырос интерес к проводимым в группе экономическим конкурсам, мероприятиям и проектам, они начали активное принимать участие в жизни группы. Экспериментальная работа показала, процесс освоения дошкольниками основ финансовой грамотности имеет успех, дошкольники старшего возраста способны усвоить элементарные экономические понятия в условиях адекватно организованной образовательной среды детского сада.
|