Изобразительная деятельность и умственное воспитание детей |
Воспитание | |||
Автор: Титова Ольга Викторовна | |||
02.08.2019 11:26 | |||
Изобразительная деятельность и умственное воспитание детей Детское изобразительное творчество – отражение окружающей действительности и средство образного познания реального мира. Оно выражает отношение детей к миру, их общение с окружающим, выявляет их мечту, фантазию, воображение и эмоции ребенка. Именно в дошкольном возрасте изобразительная деятельность – важное средство умственного развития детей, поскольку с изобразительной деятельностью неразрывно связаны познавательные процессы. В своих рисунках, лепке дети отражают то, что они видят, о чем узнают, что захватывает их чувства, взывает интерес. Ежедневно дети знакомятся с окружающим их миром, многое они узнают от взрослых.
Каждое новое знакомство обогащает детей новыми знаниями, словами, вырабатывает определенное отношение к тому, что они узнали, развивает наблюдательность, интерес к новым знаниям. Качество предметов, которое следует отобразить, дети передают через непосредственное чувственное познание этих предметов; они тщательно их обследуют используя самые различные анализаторы. при Этом необходимо владеть способами обследования – уметь выделять качества и характерные свойства предметов. В процессе обследования под руководством воспитателя дети, сопоставляют, выделяют главное и существенное, находя разницу и сходство, т.е. анализируют, синтезируют наблюдаемые предметы; затем опять анализируют предмет, выделяя те свойства и качества, которые можно передать в изображении, т.е. выделяют особенности предмета. Таким образом, происходит огромная умственная работа. Охватывающая важнейшие мыслительные операции. Знакомя детей с предметами с целью последующего их изображения, воспитатели должны помнить, что дети дошкольного возраста не испытывают потребности возвращаться к восприятию изображаемого объекта. Обычно они изображают его по создавшемуся уже у них представлению. Вот почему при подготовке детей к изображению предметов важно добиваться формирования отчетливых представлений о реальных предметах и явлениях окружающей действительности. Далее, уже в процессе изображения, пойдет восстановление полученных представлений; припоминание ранее воспринятого, что способствует развитию памяти. В содержании детских работ отражаются знания, полученные детьми на разных занятиях, во время наблюдений окружающей жизни. И в то же время рисование, лепка, аппликация, как виды активной деятельности самих детей, помогают им еще раз переосмыслить полученные знания, в чем-то разобраться, в чем-то убедиться. Поэтому изобразительная деятельность детей рассматривается не только с точки зрения того, как в ней решаются ее собственные задачи, но и как деятельность, помогающая решать задачи всестороннего развития ребенка. Поэтому и обучение изобразительной деятельности должно носить развивающий характер. При правильном руководстве занятия по изобразительной деятельности могут и должны способствовать воспитанию у детей элементарных навыков учебной деятельности. Это, прежде всего формирование умения выслушать, понять и принять учебную задачу, руководствоваться в процессе выполнения задания данным инструктажем и подчинить свои действия решению полученного задания, применить свои знания и умения в практической деятельности и, наконец, умение оценить результаты своей работы и друзей, с учетом поставленной учебной задачи и способов решения. В формировании этих умений занятия по изобразительной деятельности имеют огромное преимущество по сравнению с другими благодаря ее ясно выраженному продуктивному результату, который может долго сохраняться и позволяет неоднократно возвращаться к его анализу. На занятиях детям даются разные задания. Одни дают возможность широко проявить самостоятельность, активность и инициативу, как непременные компоненты творческой деятельности; другие направлены на то, чтобы систематизировать, обобщить опыт детей – они требуют выявления существенных признаков, сравнений, обобщения. Иногда детям даются темы, которые требуют внимания, сосредоточенности, внимания, точности исполнения. Выполнение заданий способствует воспитанию у детей целеустремленности, умению сосредоточивать внимание на том, что предложено воспитателем, привычку выполнять его требования, иначе результат не будет соответствовать заданию. За последние годы в дошкольных учреждениях обучение детей изобразительной деятельности есть большие достижения. Свидетельством повышения качества обучения является успешное участие воспитанников в многочисленных выставках и конкурсах детского рисунка. Качество обучения повысилось. Содержание тем занятий многими воспитателями подбирается с учетом возможностей детей, их кругозора, накопленных впечатлений и интересов. Однако в обучении детей изобразительной деятельности имеются недостатки. Существенный из них тот, что в некоторых детских учреждениях изобразительная деятельность не рассматривается как средство умственного воспитания детей. Занятия изобразительной деятельностью проводятся изолированно от всей воспитательной работы и других занятий, наблюдается отсутствие связи между занятиями по изобразительной деятельности. Занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию даются без учета знаний детей, их интересов, без связи с полученными впечатлениями и без учета их эмоционального отношения к предстоящему заданию. Знакомя детей с различными предметами, воспитатели забывают о необходимости формирования конкретных представлений на основе чувственного опыта и не используют в процессе наблюдений различные органы чувств. Частые наблюдения базируются только на зрительном восприятии. Не менее существенный недостаток – отсутствие системы в обучении детей изобразительной деятельности. Некоторые воспитатели не овладели приемами обучения, направленными на умственное и эмоциональное развитие детей и на развитие их творческой самостоятельности, т.е. мало и неумело применяются приемы развивающего обучения в изобразительной деятельности. Воспитатель навязывает детям готовые сюжетные и композиционное решения, подсказывает способы решения учебной задачи, сам и обдумывает и подготавливает весь материал. Оценка и анализ детских работ – это очень эффективный прием обучения. От того, как воспитатель ведет анализ работ и как дает оценку, зависит дальнейшее общее развитие детей, их навыков, их отношения к изобразительной деятельности. Например, нередко критерием положительной оценки детского рисунка является аккуратность, а не решение поставленных воспитателем перед детьми задач, в то время как в оценке в первую очередь нужно учесть использование различных способов решения этих задач – возникновение у ребенка замысла, продумывание выразительной композиции, поиски самостоятельного пути для воплощения замысла и соответствие результата задания. Неверная оценка детских работ – от незнания закономерностей развития детского творчества, от недостаточного знания методики обучения. Как же надо строить работу по обучению детей изобразительной деятельности? Как добиться, чтобы изобразительные занятия стали средством формирования творческой личности, чтобы и рисование, и лепка, и аппликация способствовали воспитанию детей навыков учебной деятельности во всех детских учреждениях? Прежде всего четкое понимание всеми воспитателями того, что обучение изобразительной деятельности является частью, звеном общего педагогического процесса и неразрывно, органически связано с ним. Руководство процессом изобразительной деятельности требует изучения индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Зная особенности каждого из детей, воспитатель найдет нужные пути обучения. Рассматривая изобразительную деятельность как мощное средство всестороннего воспитания детей. Мы должны добиться правильного отношения к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией во всех детских учреждениях.
|