Статья на тему: «Семейное воспитание как важная составляющая воспитания детей». |
Воспитание | |||
Автор: Столярова Мария Олеговна | |||
16.01.2019 17:41 | |||
Статья на тему: «Семейное воспитание как важная составляющая воспитания детей». Среди всех достижений человека самая большая ценность принадлежит правильному воспитанию, полученному в детстве от родителей, в семейном кругу. Процесс семейного воспитания включает в себя совокупность последовательных действий родителей, которые направленны на достижение правильного воспитания своих детей. В семье формируется характер ребенка, его личностные черты, закладываются основы национального сознания, и происходит становление личности в целом, а содержание, формы и методы воспитания зависят от общей культуры родителей. Проще всего семейное воспитание носит произвольный характер, меняется без четкой системности, осуществляется фрагментарно и довольно стихийно. В одних семьях дети растут добрыми, активными, дружелюбными, доверчивыми, имеющими интерес к игре, книге, искусству. В других – родители не должным образом заботятся об общем развитии ребенка, но уделяют значительное внимание его дисциплинированности, послушанию. Еще в других семьях совсем не уделяют внимания развитию и воспитанию ребенка.
Приоритет семейного воспитания, по сравнению с другими воспитательными звеньями, неоспорим. Ее сущность заключается в том, что семья первой берет под свою опеку ребенка с момента его рождения в возрасте интенсивного формирования его характера и не умаляет своего внимания тогда, когда он взрослеет. Центральной функцией семьи всегда было воспитание детей. Ведь она является первым самым влиятельным институтом формирования личностного фундамента в период дошкольного детства. Почти весь опыт жизни в обществе дошкольник приобретает в семейном кругу, через подражание, которое по определению выдающегося психолога Д. Эльконина, является способом ориентировки ребенка в разных аспектах окружающей действительности, что важно для развития личности. А. Макаренко, обращаясь к родителям, говорил: «Ваше собственное поведение – самая главная вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете или наказываете. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни». Однако, современная российская семья зациклена на экономической плоскости жизни. Дух коммерциализации вытесняет из нашей жизни вечные ценности. Человек живет суетно, в спешке, она перегружена повседневными делами, по большей части эмоционально напряженная. Следовательно, современному ребенку выпало быть свидетелями различного рода кризисов, борьбы родителей за выживание семьи, упадка моральных ценностей, насаждения культа вещей, физической силы, телесных утех, развлечений, денег, оружия и тому подобное. Они растут с установкой на красивую жизнь, которая дается легко, без особых усилий, ребенок часто не считается с другими, бывает неискренним, обижает слабых, проявляет нечестность, эгоизм, безответственность, характеризуются низкой отдачей, довольствуются низким или посредственным качеством сделанного. То есть современная семья в период трансформации общества, естественно, претерпела изменения, что сказалось и на понимании, и на отношении к ее воспитательной функции. Действующими компонентами, как известно, здесь есть и система ценностей семьи и социальных установок, стиль взаимоотношений между членами семейного коллектива и другими людьми, семейные традиции, уровень психолого-педагогической культуры родителей. Погруженные в ежедневные заботы родители не всегда осознают, что на сегодня имеют дело с «новым» ребенком, которого плохо понимают, по отношению к которому используют старые схемы, которые уже не действуют, ориентируются на традиционное содержание, формы и методы воспитания и обучения дошкольника. Поэтому основная задача современной семьи как первого социального института для ребенка – создать благоприятные условия для его личностного становления, научить ребенка жить в согласии с окружающей средой и согласии с собой, упражнять в умении раскатывать конструктивную, гуманистически направленную жизнедеятельность. Родителям предстоит превратиться в «социальных архитекторов» конструктивного, гуманистически направленной жизни ребенка, помочь ему найти свое место в современном сложном мире. Социально ответственные родители много усилий затрачивают для того, чтобы их дети выросли совершенными личностями, максимально самореализовались в жизни. Однако эти усилия не всегда дают ожидаемые результаты, что в большой степени зависит и от системы семейных ценностей, уровня личностной культуры каждого из родителей, в том числе педагогической культуры. Важно помнить, что главными воспитателями своих детей, являются родители, а все другие социальные институты (детский сад, школа), призваны помогать и направлять родителей. Отсюда следует, что само по себе воспитание не мыслимо без семейного воспитания.
|