Родителям о воспитании культуры детей. |
Воспитание | |||
Автор: Галеева Румия Равиловна | |||
22.11.2015 22:42 | |||
Родителям о воспитании культуры детей. Автор: Галеева Румия Равиловна МБДОУ№15 «Серебряное копытце» ХМАО г.Сургут Культура охватывает все Человек не рождается культурным – нравственные качества формируются в нем по мере его воспитания и прежде всего воспитания в семье. Ведь большую часть своей жизни ребенок проводит дома. Взаимоотношения родителей между собой, с близкими, где ребенок учится, как следует себя вести. Он впитывает пример родителей, прислушивается к их разговорам. Из этого источника ребенок черпает сведения для построения своих будущих взаимоотношений с людьми.
Родители должны ясно себе представить, какую личность по своим нравственным и характерологическим качествам они хотели бы воспитать. Имея четкую программу, родители изо дня в день следуют тому что, считают самым важным в воспитании ребенка. Но вся сложность воспитания заключается в том, что какими бы ни были целенаправленными наши педагогические воздействия по отношению к ребенку и даже как бы четко сам ребенок не понимал всю важность и необходимость тех или иных качеств, не всегда происходит закрепление их в личности и превращение в устойчивые личностные образования. И в то же время целые комплексы привычек, качеств, которые нам, родителям не нравятся, формируются у детей без специально организованных упражнений и тренировок, без приучения, поощрения. В чем же дело? Педагогическая наука объясняет это тем. Что то или иное новое качество – хорошее или плохое – становится достоянием личности только в тех, случаях. Когда ребенок оно согласуется со стремлениями и желаниями самого ребенка. Очень важно воспитывать у ребенка умение преодолевать серьезные внутренние препятствия с тем, чтобы он постепенно научился подчинять свои желания этому внутреннему «надо». Ведь жизнь человека в обществе сопряжена с непременным контролем своих желаний и подчинением личных интересов интересам общества. И поэтому ребенок должен понять. что его интересы. Его права. Которые ему кажутся такими естественными будут сталкиваться с такими же законными интересами других людей. В силу этого маленький человек должен учиться подавлять свободу своего самовыявления. Преодолевать некоторые свои желания. Мы воспитываем у ребенка черты коллективиста, доброжелательность, чуткость и отзывчивость. Учим его вести себя нравственно вне контроля и принуждения. Можно привести немало фактов, свидетельствующих о том, что поведение ребенка резко меняется в зависимости от того, насколько осуществляется за ним контроль. В условиях контроля и принуждения ребенок может выполнять все требования взрослых – быть послушным, дисциплинированным, но как только контроль исчезает. Его буквально не узнать. И взрослый человек тоже ведет себя по разному в зависимости от того, ощущает ли он контроль со стороны знакомых, сослуживцев или людей, с которыми он в данный момент общается, или его поведение «свободно». Ведь коллективизм – это не какая-то отдельная, пусть даже очень важная черта, это облик человека в целом. В противоположность эгоизму коллективизм исходит из мотива сохранения и умножения общественного достоинства. Немаловажное значение в воспитании ребенка имеет его собственная деятельность – игровая, трудовая, учебная. В игре ребенок обучается нравственным формам поведения. Играя с детьми, он согласовывает свои действия с действиями играющих, приучается подавлять свои желания, подчинять их правилам коллективной игры. То есть уже в игре он получает уроки нравственности, в ней зарождаются элементы коллективизма. В трудовой деятельности у ребенка также формируется ряд нравственно ценных качеств – чувство взаимопомощи, совести, долга. Осуществляя процесс воспитания, мы не должны забывать о том, что каждый возрастной период в развитии ребенка требует особого подхода и что без учета возрастных возможностей ребенка мы не добьемся определенных успехов в его воспитании. В психологии и педагогике принята периодизация детства: 1) младенческий период – от рождения до одного года; 2) преддошкольный – от одного года до трех лет; 3) дошкольный — от трех лет до семи; 4) младший школьный – от семи до одиннадцати; 5)средний школьный (подростковый) – от одиннадцати до шестнадцати лет; 6) старший школьный (юношеский) – от шестнадцати до восемнадцати лет. Количество прожитых ребенком лет прямо не определяет степень его психического развития: можно встретить немало случаев, когда умственное развитие ребенка значительно превышает его возраст, и, напротив, есть дети, общее психическое развитие которых отстает от возраста. Однако в целом возраст в процессе психического развития ребенка выступает фактор времени. Во-первых, по мере своего возрастного продвижения вперед ребенок усваивает опыт взрослых, накапливает собственные знания и опыт. Во-вторых, с годами созревает организм. Так, у большинства детей умения сдерживать себя, проявлять волевое усилие, настойчивость формируется лишь к концу дошкольного возраста, когда в основном заканчивается развитие нервной системы, и в особенности процесса торможения. Созревание организма прямо не определяет психическое развитие ребенка, однако обеспечивает возникновение новых возможностей в овладении теми или иными навыками. В развитии психических процессов — восприятия, памяти, мышления. Поэтому воспитание должно опираться на возможности каждого возрастного периода. С другой стороны, в процессе воспитания мы должны учитывать и то обстоятельство, что взаимоотношение ребенка с окружающим, или, как говорят психологи, социальная ситуация развития существенно меняется. Развитие ребенка раннего возраста всецело определяется взрослым человеком: он удовлетворяет и органические потребности ребенка, и первые духовные потребности. В дошкольном возрасте это взаимоотношение со взрослым изменяется: ребенок уже значительно освобождается от их опеки, его совместная деятельность со взрослыми сменяется самостоятельным выполнением указаний последних. У ребенка – дошкольника появляется огромный интерес к миру взрослых, к их деятельности и взаимоотношениям. Наряду с этим у него зарождается интерес к сверстникам, возникают общие игры, занятия. Ещё более усложняются взаимоотношения ребенка с окружающим в школьном возрасте. В младшем школьном возрасте первостепенное место в жизни ребенка начинают занимать учитель, сверстники. Младшие школьники безоговорочно принимают авторитет учителя, обращаются к нему по самому незначительному поводу. В подростковом и юношеском возрасте это отношение к учителю в целом изменяется: на смену эмоциональности приходит критичность. На этих возрастных этапах ведущее значение в жизни ребенка приобретают взаимоотношения со сверстниками. У подростков и юношей формируются устойчивые дружеские связи со сверстниками. С их требованием откровенности, отзывчивости и сопереживания. На ряду с этим каждый возрастной период характеризуется так называемыми новообразованиями, или определенными достижениями, на которые, как и на соответствующую социальную ситуации. Развития, мы и должны опираться в своих воспитательных воздействиях. Кроме того, каждый возрастной период сензитивнй по отношению к воспитывающим воздействиям. Сензитивный возраст – это возраст оптимальных возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Для развития самосознания сензитивым является подростковый и юношеский возраст. Список литературы: Кульчицкая Е.И. Родителям о воспитании культуры детей
|