Сенсорное воспитание (развитие) детей 2-3 года жизни. |
Воспитание | |||
Автор: Самигина Гульнара Тагировна | |||
10.11.2015 15:25 | |||
Сенсорное воспитание (развитие) детей 2-3 года жизни. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также о запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с одним- двумя сенсорными признаками. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, т.к. в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения ребенком системой эталонов.
На втором – третьем год у жизни задачи сенсорного воспитания усложняются. Ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т.к. дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Воспитатель, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «цвет», «Форма», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме. Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или не совпадение. Детям предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам предметов, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную. Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия. Но при этом они мало учитывают свойства отображенных вещей и используемого материала, т.к. не понимают их значения и не фиксируют внимание на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка и далее начинается организация систематического усвоения или сенсорной культуры.
|