ПРОЕКТ "Активное взаимодействие с родителями" |
Воспитание | |||
Автор: Канева Юлия Васильевна | |||
18.09.2015 14:25 | |||
ПРОЕКТ "Активное взаимодействие с родителями" 1. Актуальность проблемы Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Задача педагога – заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы.
Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято». С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения. Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия ДОУ с родителями. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи. Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов межу педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие. В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратится с просьбой. Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность своих педагогических возможностях. 2. Анализ ситуации в группе На сегодняшний день ситуация по данной проблеме: 70% родителей активно участвуют в образовательном процессе 30% родителей не активно участвуют в образовательном процессе Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято». Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие диалогических отношений «педагог – семья». В общении педагогов с родителями происходит в монологической ориентации. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом. Любая инициатива педагога, обращаясь к родителям, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми. В организации работы с родителями – использование современных методов общения (игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения). Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активным в воспитании ребенка. Анализ практики показывает, что новизна использования различных активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком. Информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п. Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок. 3. Цели и задачи проекта: Цель: способствовать активному участию родителей в образовательном процессе Задачи:
Реализация данного проекта позволит увеличить количество семей, которые будут активно участвовать в образовательном процессе. Сроки реализации: 1 учебный год. 5. Программа проекта I этап – Разработка плана совместной работы воспитателей, родителей для обеспечения благоприятной адаптации к условиям детского садика. II этап – Разработка плана объединив усилия семьи и детского сада в сохранении и укрепления здоровья ребенка. III этап – Совершенствование и пополнение развивающей среды с целью создания условий для развития активности педагогов и родителей в образовательном процессе 6. План реализации программы проекта Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Сыктывкара Проект разработали воспитатели Канева Юлия Васильевна, Гичева Валентина Павловна Сыктывкар, 2013 Содержание:
|