ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ |
Воспитание | |||
Автор: Воронина Марина Николаевна | |||
24.05.2015 15:46 | |||
ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Воронина Марина Николаевна Старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №108» г.Братск, Иркутская область Процесс реализации федеральных государственных требований сопровождается определенными трудностями, связанных с несоответствием, традиционно реализуемых педагогами форм, методов, приемов педагогической деятельности и современными требованиями к ним; состоянием предметно-развивающей среды ДОУ и необходимым набором игрового, дидактического оборудования; способностью педагогов к инновационной деятельности и значительной потребностью внедрения инновационных подходов в систему дошкольного образования. Инновационный подход в рамках личностно ориентированного образования является двигателем педагогики в целом.
Однако современные программы системы дошкольного образования не учитывают в полной мере специфики гендерного подхода. При этом гендерный подход в дошкольном образовании рассматривается как составляющая личностно ориентированного образования, носящая инновационный характер, учитывающая индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и предполагающая на основании этого определение содержания, форм и методов воспитания, создания гендерокомфортной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Инновационный подход в образовании решает ряд задач. С Таким образом, педагогическая деятельности с позиции инновационного подхода есть целенаправленное изменение вносящее в образовательную среду стабильные элементы, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. В свете ФГТ требования к реализации гендерного подхода в дошкольном образовательном учреждении представляются в следующих изменениях образовательного процесса:
Гендерный подход при организации приема детей: 90 % педагогов полагают, что девочки легче адаптируются к условиям детского сада, другие (35 %) отмечают, что адаптация и прием проходят легче, если детей — мальчиков и девочек приводят папы, а не мамы. Гендерный подход при организации питания: Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно- гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам. Дети будут кушать с большим аппетитом, если девочкам говорить, что нужно есть чтобы:
Замечено, что мальчики едят быстро, торопятся, поэтому можно поступить по принципу противопоставления: «Девочки, покажите пример мальчикам, как нужно правильно держать ложку», «Девочки держите осанку – вы же дамы!», «Чей стол чище…» и т.д. Но если, же воспитатель замечает, что эти сравнения увеличивают количество негативных межличностных реакций, их применение в детском коллективе недопустимо! Гендерный подход при организации сна: Это не только «гендерная маркировка» постельных принадлежностей и одежды, а так же окраска стен и т.д. Можно украсить постели девочек бантами, принцессами, а постели мальчиков машинами и т.д. Необходимо помнить, что мальчики больше потеют, поэтому для них необходима облегченная одежда для сна. Им нужно больше времени для засыпания (15-20 минут). Зато девочкам требуется больше времени для приведения себя в порядок, поэтому их нужно поднимать чуть раньше, заплести косички, сделать бантики – красота требует жертв! В оформлении помещений детского сада с учётом используем простейшие маркеры гендерных различий:
Для постоянного пополнения предметно-игровой среды необходимым игровым материалом с целью обогащения игровой атрибутики детей можно в совместной деятельности педагогов и детей организовать изготовление игрушек. Педагог может украсить этими самодельными игрушками развивающую среду, применять их как атрибут для самостоятельной деятельности детей, использовать в организованной сюжетно – ролевой игре. В совместной деятельности педагога с детьми сегодня преобладает групповая форма взаимодействия. В работе с группой разнополых детей среднего и старшего дошкольного возраста можно реализовать гендерный подход, используя дидактические игры, которые помогут в поведенческих стилях и ролях. При организации педагогического процесса с учётом половой идентичности так же необходимо:
Для детей младшего дошкольного возраста иметь в наличии игрушки животных мужского и женского пола, весь набор одежды для кукол (не только платья, но и обувь, носки, перчатки, головные уборы). Для детей среднего возраста пополнить уголок ряженья, чтобы дети могли легко перевоплощаться в любых сказочных и реальных героев. Для детей старшего возраста обеспечить каждому мальчику набор слесарных инструментов, конструкторы; девочкам – весь спектр оборудования для сюжетно – ролевых игр); Для успешного воспитания разнополых детей, осуществления гендерного подхода так же необходимо:
Модель педагогического процесса должна быть выстроена таким образом что бы при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги использовали дифференцированный подход. При организации и проведении занятий педагогами учитывались психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам давались типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оценивались их знания, а не поведение. Решением задач гендерного воспитания необходимо заниматься не только воспитателям, но и другим специалистам, это педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель- логопед, хореограф, педагог по изодеятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Благодарю за внимание!
|