Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Среда, которая развивает.
Воспитание
Автор: Дучко Алёна Николаевна   
16.10.2021 23:15

Среда, которая развивает.Среда, которая развивает.

Каждый родитель скажет, что видеть ребенка как творческую личность, видеть его успехи в выбранной им самим сфере – предел мечтаний, цель всего воспитательного процесса. Базой для этого является умение добывать информацию, способность принимать решения и творческий потенциал.

Совсем необязательно устраивать для развития малыша специальные занятия. Задачки для ума можно найти в любой момент — когда готовите ужин, моете ребенка, переодеваете его и т.д. То, что для вас обыденная, неинтересная работа, для малыша прекрасная возможность познать мир. Главное — Ваше желание заниматься с крохой, немного фантазии и знаний.

 

Моете посуду — дайте своему помощнику тазик и пару мисок и ложек. Это поможет эму узнать законы физики жидких тел. Посчитайте овощи, рассмотрите, сколько четвертинок в разрезанной картофелине, оцените, что больше, тяжелее, длиннее, позвольте малышу вытереть губкой лужицу на столе. Эти нехитрые упражнения принесут Вашему малышу много пользы. Некоторые занятия действительно требуют специально выделенного времени и вашего присутствия, но их не обязательно проводить каждый день, да еще и несколько часов подряд. Иногда бывает достаточно нескольких минут.

Конечно, не у каждой мамы хватит терпения наблюдать, как ее чадо размазывает грязь, вытирая стол, или моет чашку, расплескивая воду. Гораздо легче помыть самой – и времени займет меньше, и результат будет лучше. Но какой урок вы дадите своему малышу? Ребенок очень быстро сделает свои выводы: любое его начинание бессмысленно и не находит никакой поддержки у любимого человека. А значит, быть самостоятельным неинтересно и не нужно.

Как помочь ребенку?

Мы, взрослые, просто должны расширить информационное пространство и дать возможность малышу удовлетворить свои потребности в знаниях об окружающем мире.

Как это сделать?

Нужно создать развивающую среду вокруг ребенка, чтобы, попадая в нее, он мог начать учиться самостоятельно!

И так создаем условия!

В первую очередь необходимо чтобы мебель в детской комнате была с легкими столиками и стульчиками, ковриками, которые ребенок по желанию сможет самостоятельно перенести в любой уголок комнаты.

- Дайте ребенку в личное пользование чистящие материалы: маленькую губку, тряпку для пыли, веник для того, чтобы ребенок сам мог убирать свою комнату.

- Покажите ребенку, как ухаживать за растениями и животными в вашем доме. Позвольте ребенку, по мере его сил и возможностей, тоже нести долю ответственности.

- Создайте вместе с малышом уголок для развития речи, в котором могут быть яркие книги, кубики с буквами, карандаши, бумага, вырезанные из плотной бумаги цифры и буквы; здесь ребенок сможет расширять словарный запас, развивать мелкую моторику, массажировать пальчики. Для массажа подойдут небольшие мисочки с различной крупой.

- Для творчества у ребенка должны быть краски, музыкальные инструменты, пластилин, карандаши, бумага и все-все, что нужно для детского творчества. Для этого не нужно много денег или специальные вещи. Можно взять то, что есть у вас под рукой. Например, из макарон разной формы можно сделать бусы или гирлянду. А из манки, гречки или риса сделать вместе с ребенком прекрасные картины и повесить их в комнате, чтобы малыш мог любоваться своим творчеством.

- Создайте элементарную детскую лабораторию, т.е. соберите в ящичке или на полочке такие предметы, как магниты, уже не работающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы. Организуя эту лабораторию, нужно в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способ действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.

- Дайте ребенку пластиковый тазик с водой, несколько пластиковых бутылок, воронку, губку, сито и фартук. Предоставьте ему возможность свободно использовать эти вещи и узнавать свойства воды.

- Подберите фигурки или картинки домашних и диких животных, цветов- все это познакомит ребенка с внешним миром.

- Предоставьте ребенку возможность для игр с песком: ведерко, формочки, сито, воронку, лопатку, лейку для увлажнения песка. А потом щетку и совок, чтобы он мог очистить предметы от песка и убрать свое место самостоятельно. Покажите ребенку, как убрать место после игры.

- Материалы для сенсорного развитие не обязательно собирать в одном месте. Для развития осязание, вкуса, обоняния, слуха, а также ощущения разницы в весе предметов, высоты, длины, цвета, звучания, запаха, формы, фактуры предметов и материалов можно использовать кубики, цилиндры, крупы, разные ткани, баночки со специями, кофе, и многое другое.

- Детский спортивный уголок может стать уголком активности Вашего малыша.

Очень важно, чтобы и в игре дети учились необходимым житейским навыкам. Например, мамы могут вместе с малышом слепить из пластилина овощи с фруктами и показать ребенку, как их правильно резать. А папы могут показать мальчикам, как управляться с инструментами. А лучше всего, если малыш поможет папе что-то чинить, используя не слишком тяжелый и травмоопасный предмет. В такой семье, где каждый приходит друг другу на помощь, всегда будет мир и гармония!

Все эти уголки не занимают много места, они не мешают обычной жизни и спокойно уместятся даже в небольшой квартире. Проще говоря, уголки – это правильно расставленные детские вещи и игрушки.

Если ваш малыш хочет рассматривать игрушки, а потом рисовать, пусть делает это.

Главное, помните важный принцип: поиграл – убери за собой. Невмешательство родителей заставляет детей раньше начинать думать самостоятельно, включать логику, пробовать, переделывать. Именно так ваш малыш будет развиваться быстрее.

Будьте доброжелательны с ребенком. Как можно меньше говорите ему «не делай», «не мешай», «не надо», «нельзя», «неправильно». Будет намного лучше подсказывать малышу, помогая при этом добиться идеального результата. Ребенок пролил сок или вытирает стол и не заметил пятна? Не упрекайте малыша. Достаточно сказать: «Еще одно вот это пятно стереть – и будет идеально чисто!», чтобы маленький ученик смог исправить сам свою ошибку и при этом не чувствовать себя униженным.

Вот так просто и незаметно можно организовать дома развивающую среду. За привычными ежедневными самостоятельными делами скрываются постоянное развитие и взросление вашего малыша. Когда ребенок вас радует, у вас меньше поводов грустить, быть в плохом настроении. Когда счастлив ребенок, счастливы все вокруг.

Родители являются лучшими учителями для ребенка. Для них мама и папа – образец для подражания в процессе познания жизни. Малыш копирует ваши действия, взаимоотношения, запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни. Ребенку необходимо, чтобы к нему относились с уважением, выслушивали его. Ему необходимо видеть, что его собственные чувства и мысли не безразличны близким.

Используемая литература:

Дмитриева В.Г. «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год