Среда, которая развивает. |
Воспитание | |||
Автор: Дучко Алёна Николаевна | |||
16.10.2021 23:15 | |||
Среда, которая развивает. Каждый родитель скажет, что видеть ребенка как творческую личность, видеть его успехи в выбранной им самим сфере – предел мечтаний, цель всего воспитательного процесса. Базой для этого является умение добывать информацию, способность принимать решения и творческий потенциал. Совсем необязательно устраивать для развития малыша специальные занятия. Задачки для ума можно найти в любой момент — когда готовите ужин, моете ребенка, переодеваете его и т.д. То, что для вас обыденная, неинтересная работа, для малыша прекрасная возможность познать мир. Главное — Ваше желание заниматься с крохой, немного фантазии и знаний.
Моете посуду — дайте своему помощнику тазик и пару мисок и ложек. Это поможет эму узнать законы физики жидких тел. Посчитайте овощи, рассмотрите, сколько четвертинок в разрезанной картофелине, оцените, что больше, тяжелее, длиннее, позвольте малышу вытереть губкой лужицу на столе. Эти нехитрые упражнения принесут Вашему малышу много пользы. Некоторые занятия действительно требуют специально выделенного времени и вашего присутствия, но их не обязательно проводить каждый день, да еще и несколько часов подряд. Иногда бывает достаточно нескольких минут. Конечно, не у каждой мамы хватит терпения наблюдать, как ее чадо размазывает грязь, вытирая стол, или моет чашку, расплескивая воду. Гораздо легче помыть самой – и времени займет меньше, и результат будет лучше. Но какой урок вы дадите своему малышу? Ребенок очень быстро сделает свои выводы: любое его начинание бессмысленно и не находит никакой поддержки у любимого человека. А значит, быть самостоятельным неинтересно и не нужно. Как помочь ребенку? Мы, взрослые, просто должны расширить информационное пространство и дать возможность малышу удовлетворить свои потребности в знаниях об окружающем мире. Как это сделать? Нужно создать развивающую среду вокруг ребенка, чтобы, попадая в нее, он мог начать учиться самостоятельно! И так создаем условия! В первую очередь необходимо чтобы мебель в детской комнате была с легкими столиками и стульчиками, ковриками, которые ребенок по желанию сможет самостоятельно перенести в любой уголок комнаты. - Дайте ребенку в личное пользование чистящие материалы: маленькую губку, тряпку для пыли, веник для того, чтобы ребенок сам мог убирать свою комнату. - Покажите ребенку, как ухаживать за растениями и животными в вашем доме. Позвольте ребенку, по мере его сил и возможностей, тоже нести долю ответственности. - Создайте вместе с малышом уголок для развития речи, в котором могут быть яркие книги, кубики с буквами, карандаши, бумага, вырезанные из плотной бумаги цифры и буквы; здесь ребенок сможет расширять словарный запас, развивать мелкую моторику, массажировать пальчики. Для массажа подойдут небольшие мисочки с различной крупой. - Для творчества у ребенка должны быть краски, музыкальные инструменты, пластилин, карандаши, бумага и все-все, что нужно для детского творчества. Для этого не нужно много денег или специальные вещи. Можно взять то, что есть у вас под рукой. Например, из макарон разной формы можно сделать бусы или гирлянду. А из манки, гречки или риса сделать вместе с ребенком прекрасные картины и повесить их в комнате, чтобы малыш мог любоваться своим творчеством. - Создайте элементарную детскую лабораторию, т.е. соберите в ящичке или на полочке такие предметы, как магниты, уже не работающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы. Организуя эту лабораторию, нужно в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способ действия, т.е. для чего нужно, где и как используется. - Дайте ребенку пластиковый тазик с водой, несколько пластиковых бутылок, воронку, губку, сито и фартук. Предоставьте ему возможность свободно использовать эти вещи и узнавать свойства воды. - Подберите фигурки или картинки домашних и диких животных, цветов- все это познакомит ребенка с внешним миром. - Предоставьте ребенку возможность для игр с песком: ведерко, формочки, сито, воронку, лопатку, лейку для увлажнения песка. А потом щетку и совок, чтобы он мог очистить предметы от песка и убрать свое место самостоятельно. Покажите ребенку, как убрать место после игры. - Материалы для сенсорного развитие не обязательно собирать в одном месте. Для развития осязание, вкуса, обоняния, слуха, а также ощущения разницы в весе предметов, высоты, длины, цвета, звучания, запаха, формы, фактуры предметов и материалов можно использовать кубики, цилиндры, крупы, разные ткани, баночки со специями, кофе, и многое другое. - Детский спортивный уголок может стать уголком активности Вашего малыша. Очень важно, чтобы и в игре дети учились необходимым житейским навыкам. Например, мамы могут вместе с малышом слепить из пластилина овощи с фруктами и показать ребенку, как их правильно резать. А папы могут показать мальчикам, как управляться с инструментами. А лучше всего, если малыш поможет папе что-то чинить, используя не слишком тяжелый и травмоопасный предмет. В такой семье, где каждый приходит друг другу на помощь, всегда будет мир и гармония! Все эти уголки не занимают много места, они не мешают обычной жизни и спокойно уместятся даже в небольшой квартире. Проще говоря, уголки – это правильно расставленные детские вещи и игрушки. Если ваш малыш хочет рассматривать игрушки, а потом рисовать, пусть делает это. Главное, помните важный принцип: поиграл – убери за собой. Невмешательство родителей заставляет детей раньше начинать думать самостоятельно, включать логику, пробовать, переделывать. Именно так ваш малыш будет развиваться быстрее. Будьте доброжелательны с ребенком. Как можно меньше говорите ему «не делай», «не мешай», «не надо», «нельзя», «неправильно». Будет намного лучше подсказывать малышу, помогая при этом добиться идеального результата. Ребенок пролил сок или вытирает стол и не заметил пятна? Не упрекайте малыша. Достаточно сказать: «Еще одно вот это пятно стереть – и будет идеально чисто!», чтобы маленький ученик смог исправить сам свою ошибку и при этом не чувствовать себя униженным. Вот так просто и незаметно можно организовать дома развивающую среду. За привычными ежедневными самостоятельными делами скрываются постоянное развитие и взросление вашего малыша. Когда ребенок вас радует, у вас меньше поводов грустить, быть в плохом настроении. Когда счастлив ребенок, счастливы все вокруг. Родители являются лучшими учителями для ребенка. Для них мама и папа – образец для подражания в процессе познания жизни. Малыш копирует ваши действия, взаимоотношения, запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни. Ребенку необходимо, чтобы к нему относились с уважением, выслушивали его. Ему необходимо видеть, что его собственные чувства и мысли не безразличны близким. Используемая литература: Дмитриева В.Г. «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет»
|