Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Лингвистическая игра для педагогов «Кладовая слова»
Викторины
Автор: Орлова Маргарита Петровна   
06.11.2024 06:25

Лингвистическая игра для педагогов «Кладовая слова»Лингвистическая игра для педагогов «Кладовая слова»

Цель: Используя активные методы работы с педагогами, формировать ключевые компетентности воспитателей ДОУ по теме «Формирование речевых навыков, активизация воображения, мышления и внимательности дошкольников через языковые игры и словесное творчество».

Задачи:

  • Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
  • Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
  • Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
  • Практически использовать метод «Шесть шляп мышления» Эдварда Де

Целевая аудитория: педагоги ДОУ.

 

Скачать конспект

Предварительная работа:

  • Тренинг «Нейробика — игры для нейростимуляции»:
  • Создание картотеки лингвистических игр
  • Подготовка презентации «Кладовая слова»

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация к деловой игреPowerPoint;
  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • рисунок с контуром дерева формата А-0;
  • цветные листочки в форме сердечка для рефлексии;
  • маркеры;
  • бумага формата А-4;
  • две доски для записи;

Участники игры: педагоги ДОУ.

Жеребьёвка: Участники игры вытягивают жетоны красного и зеленого цвета. И используя цветные фишки, расположенные на столах, занимают место за столом соответствующего цвета. Каждая команда придумает название.

Жюри: заведующий ДОУ, старший воспитатель, учитель-логопед.

Педагоги занимают свои места.

Ведущий: Уважаемые коллеги, представляем вам наше компетентное жюри:

Уважаемые жюри и коллеги, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания:

0 баллов – участники не справились с заданием;

  1. балл – участники дали не полный ответ;
  2. балла – можно дополнить ответ;
  3. балла – полный ответ.

Правила игры:

  1. Работать дружно, согласованно.
  2. Уметь слушать другого.
  3. Выслушать задание до конца.
  4. За другую команду не отвечать, иначе снимается 3 балла.
  5. Отвечать громко, но не хором.

Ход игры:

Звучитпесня из мультфильма «Осторожно, обезьянки!»

( «В каждом маленьком ребенке» – муз. Ш. Каллоша).

Педагог-организатор знакомит педагогов с предстоящей игрой:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас в этом зале на лингвистической игре «Кладовая слова»

Ведущий: «Без игры, нет и, не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности», –писал В.А. Сухомлинский.

Если я спрошувас: «Почему ведущая роль в воспитании и развитии дошкольника принадлежит игре?», — уверена, что каждый ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Вы назовете множество задач, решаемых с помощью игры. Но в последнее время игра в детских садах стала постепенно утрачивать свою значимость как вид творческой деятельности. А ведь играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт.

Играпомогает формированию произвольного поведения ребенка, его социализации. Через языковые игры и словесное творчество происходит формирование речевых навыков, активизация воображения, мышления и внимания дошкольников.

Игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов. На нашей деловой игре вам будут представлены задания, которые вам предстоит выполнить, проявив креативность, внимание, воображение через словесные игры.

Ведущий: Чтобы продвинуться к вершинам педагогического мастерства, надо развивать креативность. А вы умеете нестандартно мыслить и читать между строк? Посмотрите на экран.

Представитель команды, первым поднявший руку, читает вслух:

«Интеллект – это способность адаптироваться к изменениям».

«Данное сообщение показывает, какие удивительные вещи может делать наш разум! Впечатляющие вещи! Сначала это было трудно, но сейчас на этой строке Ваш разум читает это автоматически, не задумываясь об этом»

Ведущий: Сегодня в рамках деловой игры, я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы изстандартных ситуаций, мыслить креативно, проявив находчивость, и тем самым поднять свой профессиональный уровень в изменившихся условиях. Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности, быть способным адаптироваться к изменениям.

Давайте поиграем! Начнем нашу игру с разминки «Вопросы с подвохом». На вопросы команды будут отвечать по очереди, если ответ неправильный или неполный, то его могут дать или дополнить соперники.

Конкурс «Разминка (команда № 1)

  • Он до Киева доведёт (язык)
  • Цветок-гадалка (ромашка)
  • Самая яркая звезда, видимая над Россией (солнце)
  • Сильная позиция для гласных (ударение)
  • У человека — одна, у коровы — две, у ястреба – ни одной (буква О)
  • Система органов, принимающих участие в организации речи (артикуляционный аппарат)
  • Где сухого камня не найдёшь? (в воде)
  • Представителей какой благородной профессии называл словом «Шкраб» (школьный работник)
  • Полное отсутствие голоса (афония)
  • Наука об изучении, обучении и воспитание лиц с нарушениями речи (логопедия)
  • На какой вопрос нельзя ответить «да»? (на вопрос с отрицанием)
  • Какое слово всегда пишется неправильно? (неправильно)

Конкурс «Разминка» (команда № 2)

  • Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буква О)
  • Расстройство письменной речи (дисграфия)
  • На какое дерево садится ворона во время проливного дождя (на мокрое)
  • Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка? (идти)
  • Буквы, которые не составляют звука (Ь и Ъ знаки)
  • В каком веке муку мололи греки? (мололи зерно. Ни в каком)
  • Оросительный чайник огородника (лейка)
  • Город, где на дорожке стояли три сосны (Муром)
  • Какая птица не несёт яиц, а из яиц появляется? (петух)
  • В 1963 году она побывала там, где до неё были только мыши, собаки и мужчины? (Валентина Терешкова)
  • Что может путешествовать по свету, оставаясь, всё время в одном углу? (марка)
  • Комплекс упражнений для мимических мышц (артикуляционная гимнастика)

Ведущий: Конкурс «Разминка» показал, что у вас, дорогие педагоги, отличный педагогический потенциал!

Загадки – это отличный способ в игровой форме потренировать логику и весело провести время.

Чтоб дух мастерства нам сохранить,

нужно в работе активными быть!

Конкурс

"Пословицы, известные выражения, строчки из песен".

Ведущий: Замечательно, Вы большие молодцы! Следующий конкурс – это креативность, нестандартное мышление. Надо угадать по картинкам, какая пословица, выражение или песня зашифрована.

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

(Ни пуха, ни пера)

(Из мухи сделать слона)

(Поспешишь-людей насмешишь.)

(Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро.)

(Не садись на пенек, не ешь пирожок.)

(Вкусновато, но маловато.)

Ведущий: Замечательную фантазию проявили вы, называя не только ответы на вопросы, но и разные ассоциации и метафоры! Разноплановый подход к любому поставленному вопросу, таким образом, позволяет задействовать разные области человеческого мозга и обнаружить неожиданные аспекты решения. А много ли вы знаете пословиц и поговорок? Это универсальное средство для обогащения словарного запаса, не только педагогов, но и детей. Следующий конкурс «Заморочки, не из бочки». Узнайте во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованные русские пословицы и поговорки о ком или, о чем идет речь.

Конкурс «Заморочки, не из бочки» (команда № 1)

  • Потерялся в небольшом количестве вечнозелёных хвойных деревьев ( «Заблудился в трех соснах»).
  • Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства ( «Знает кошка чье мясо съела»).
  • Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждёт возмездие за выделившийся в большом количестве секрет слёзных желёз маленького грызуна ( «Отольются кошке мышкины слезы»).
  • Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заточить свой орган обоняния ( «Комар носа не подточит»).
  • Сильная боязнь имеет большие органы зрения ( «У страха глаза велики»).

Конкурс «Заморочки, не из бочки» (команда № 2)

  • В нижних конечностях истины нет. ( «В ногах правды нет»)
  • Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. ( «Любовь зла полюбишь и козла»)
  • Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно. ( «Голь га выдумку хитра»)
  • Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения. ( «Кто зло помянет, тому глаз вон»)
  • Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока. ( «Соврет, глазом не моргнет»)

Конкурс "Известные пары".

Ведущий: Угадайте по картинкам известные пары людей, сказочных героев.

(Винни-Пух и Пятачок)

(Муж и жена)

(Красавица и чудовище)

(Малыш и Карлсон)

(Том и Джерри)

Конкурс «В гостях у сказки» (команда № 1)

  • Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не хотели помочь хозяйке. ( «Муха-цокотуха»)
  • Молодой человек ищет себе невесту, отвечающую его идеалу, и находит тогда, когда уже совсем потерял надежду. Не остаться одиноким ему помогло одно известное огородное растение. Назовите эту сказку. ( «Принцесса на горошине»)
  • Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло тот названия грязного вещества, встречающегося в камине. Кто это? ( «Золушка»)
  • Некая домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако зазнавшись оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)
  • Муж обожает свою жену, но из тщеславия сжигает ее скромный наряд. Её похищает неизвестный. Кто он? ( «Царевна-лягушка»)
  • Сообразительное домашнее животное выводит в свет своего хозяина-простака. Любимая обувь домашнего животного? ( «Кот в сапогах»)

Конкурс «В гостях у сказки» (команда № 2)

  • У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которыми на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? «Два веселых гуся»)
  • Практикующий в Африке ветеринар. ( «Доктор Айболит»)
  • Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке. ( «Кощей Бессмертный»)
  • Чудище-свистун, которого победил и взял в плен русский богатырь. ( «Соловей-разбойник»).
  • Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый, прикинувшись глухим, поймал. ( «Колобок»)
  • Девушка, знатного происхождения обвиняется в колдовстве. Поводом к этому послужило её странное хобби: ночные прогулки по кладбищу и чрезмерная страсть к вязанию. Как называется сказка и назовите имя девушки. ( «Дикие лебеди» Элиза)

Конкурс «Перемена» (нейробика)

(Педагоги, глядя на ведущего и экран, выполняют разминку под веселую музыку).

Ведущий: Здоровый человек – успешный человек! Я предлагаю Вам выполнить вместе со мной весёлую разминку с нейростимуляцией, которая является одной из составляющих в создании здоровьесберегающей среды в детском саду. Развитие мозга – это не только занятия по прокачке креативности, критического и ассоциативного мышления, это еще и упражнения на синхронизацию работы полушарий мозга. Выполнив простые упражнения наш мозг будет работать намного эффективнее. попробуйте и оцените, как увеличится ваша работоспособность и эффективность. Давайте попробуем сделать нейробику в стиле «Попробуй повтори!»

Ведущий: Пусть нейробика станет вашей полезной привычкой. Вы удивитесь, как быстро, вы увидите позитивный эффект от этих простых упражнений, если будете делать ее вместе с детьми. Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни. Это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.

Конкурс "Перевертыши" (команда № 1)

-Угадайте сказки, рассказы, мультфильмы, герои, фильмы наоборот.

  • 365 дней ("12 месяцев")
  • Бордствующая уродина (Спящая красавица)
  • Ползающий самолет ("Летучий корабль")
  • Митькина радость ("Федорино горе")
  • Быль об умной кошке ("Сказка о глупом мышонке")
  • Собачий сарай ("Кошкин дом")
  • Служанка под квадратом ("Принцесса на горошине")
  • Носок ("Рукавичка")
  • Черная косынка ("Красная шапочка")
  • Девочка-рука ("Мальчик с пальчик")

Конкурс "Перевертыши" (команда № 2)

  • Дождливая нищая ("Снежная королева")
  • Мышка в босоножках ("Кот в сапогах")
  • Квадратик ("Колобок")
  • Арбуз (" Репка")
  • Горячий желудок ("Холодное сердце")
  • Суп из щита ("Каша из топора")
  • Муркины ("Барбоскины")
  • Одомашненные утки ("Дикие лебеди")
  • Газета тайги ("Книга джунглей")
  • Две худышки ("Три толстяка").

Ведущий: Уважаемые жюри, предлагаем вам подвести итоги игры. А вас, дорогие коллеги, прошу обратить внимание на дерево, которое ещё не оделось в свой наряд. (На ватмане изображен контур дерева). На ваших столах лежат листочки разного цвета, возьмите их и напишите свои мысли, которые возникли после нашей деловой игры, свои чувства, идеи, пожелания, и украсьте ими дерево Знаний. (Во время рефлексии жюри подсчитывает баллы.)

Член жюри: Сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество: среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. Существует утверждение: «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Творчески работающий педагог своими личностными качествами стимулирует развитие у воспитанников с любым статусом творческой активности, формирует речевые навыки, воображение, мышление и внимательность.

Своей энергией, неравнодушием, как звёзды, освещайте детям путь и не дайте им свернуть с верной дороги. Итог игры. Награждение победителей.

Ведущий: Сегодня наше дерево оделось в разноцветный наряд!

Как много зеленых цветов! Это ваши творческие идеи, необычные решения, фантазии.

Желтые цветы- это вашоптимизм, и поддержка.

Красные цветы – это ваши чувства.

Голубые цветы – это стремление жить и помогать детям, даже самым «особенным».

Благодарю Вас за сотрудничество, желаю творческих находок в нашей трудной, но интересной работе. И пусть теплые улыбки и любящие глаза наших детей, всегда радуют ваше сердце!

Используемая литература:

  1. Бабаева Т.И, Михайлова З.А. «Игра и дошкольник», Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  2. Белая К.Ю., Сотникова В.М. «Разноцветные игры», Москва «ЛИНКА-ПРЕСС», 2007
  3. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду», Москва «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009
  4. Ненашева А.В. «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ»
  5. Микляева Н.В. «Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей», «Айрис пресс», М., 2008
  6. Бабакова Т. А. «Технология педагогического сопровождения самостоятельной учебной деятельности студентов по освоению креативной техники «Шесть шляп мышления» (Э. де Боно)», Образовательные технологии. — 2020. — № 2. — С. 42–56.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год