КВН ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «ШКОЛА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» |
Викторины | |||
Автор: Шихалиева Шахла Шихалиевна | |||
19.07.2023 14:37 | |||
КВН ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «ШКОЛА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани Воспитатель: Шихалиева Шахла Шихалиевна воспитатель первой квалификационной категории emin. saruxanov@mail. ru г.Казань 2023 г. Цель: Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников. Задачи: 1. Расширить знания педагогов в области «экономического воспитания дошкольников: формирования предпосылок финансовой грамотности»; познакомить с методами и технологиями экономического воспитания; совершенствовать способность педагогов мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания и умения. 2. Повышение уровня взаимодействия педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников.
Приветствие. Визитная карточка команд «Банк ВТБ», «Сбербанк России»;
Практическая часть.
Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствуем вас на нашем педсовете. Надеюсь, мы с вами сможем вместерешить такие задачи, как актуализировать проблему отношения детей и денег, обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье по вопросам финансовой грамотности. Слайд 2 У каждого из нас свой опыт, свои представления о том, как нужно обращаться с деньгами, как воспитывать у детей бережливость. Давайте сегодня попробуем услышать друг друга, прислушаться к друг другу, вместе обсудить вопрос «Что такое деньги для ребёнка?», поучаствовав в КВН. В это игре играют 2 команды «Сбербанк» и «Банк ВТБ». Правила игры:
Каждый пункт оценивается по 2-балльной системе, будете получать денежные купюры. Общий балл выводится по сумме всех показателей. По итогам игры определим команду победителей, набравших большее количество денежных купюр. Слайд 3 Представление жюри. И так мы начинам КВН. 1. Приветствие. Визитная карточка команд «Банк ВТБ», «Сбербанк России»; Домашняя заготовка, проводится в произвольной форме. Оценивается:
Слайд 4 2. Педагогическая разминка «Мозговой штурм»; Уважаемые педагоги, первое игровое задание - Что делает с рублём копейка? (бережёт). - Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей). - Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар) - Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги) - Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть) - Что сколачивают из денег? (капитал) - Какое животное всегда при деньгах? (поросенок) - О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы) - Слайд 5 Второе задание нашей разминки «Анаграммы» — составьте правильные слова из представленных на экране: СИПЕНЯ (пенсия) ЛАКМЕРА (реклама) РАПЛАТАЗ (зарплата) ОВОДРОГ (договор) КАНОЭКОМИ (экономика) КАБН (банк) ГИНЬЕД (деньги) 3. Практическая часть. Слышат ли эти слова наши дети? Какие из них наиболее часто? Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена»: можно услышать много разных суждений, часто противоположных. По нашему мнению, взрослых людей, деньги – лишь средство платежа: они нужны для удовлетворения наших материальных и духовных потребностей. Человек думает не столько о деньгах, сколько о качестве своей жизни. У ребенка же изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимость. В младшем дошкольном возрасте затрагивать эти темы с ребенком нужно со стороны бережного отношения к игрушкам, вещам, подаркам. Само слово «деньги» станет постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага. На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты. Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике. Вот и мы с вами сейчас давайте попробуем попрактиковаться, актуализируем свои знания в товарно-денежных отношениях и решим для каждой команды свой кроссворд на тему «Термины финансовой грамотности». Слайд 6 Кроссворд №1
Слайд 7 Кроссворд №2
Как дети могут научиться обращению с деньгами?
Слайд 8 Литературная викторина по сказкам, произведениям русских и советских, зарубежных писателей, которые содержат поучительный смысл о финансах Цель: знание литературы. Оценивается:
- скорость ответа.
Слайд 9 Конкурс капитанов. Оценивается:
Все изображения на российских купюрах связаны со значимыми, религиозными, историческими местами и масштабными строениями. Также на купюрах размещены характерные приметы подлинности, такие как водяные знаки, рельефная надпись «Банк России», металлизированная краска, волокна определенных цветов. Но фактически и памятники, и архитектура тоже выполняют и защитную функцию.
Слайд 10 Уважаемые капитаны, послушайте вопрос: Какие жизненные ситуации способствуют ознакомлению детей дошкольного возраста с деньгами? К какому опыту эти ситуации приводят? (поездки в отпуск, покупки в магазинах, поход в кино, стрижки в парикмахерской, зубная фея приносит, денежные подарки на дне рождения, получение денег за выполнение чего-либо и т.д. То есть дети видят, как мы тратим деньги, мы даем деньги детям. С первых своих шагов ребёнок слышит и пытается понять слово «деньги», хотя и в разном контексте. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребёнка интересным, привлекательным. Почему если деньги есть, то и мячик тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит «Не приставай!». (опыт: дети понимают, что на деньги можно что-либо купить; чтобы что-то купить, надо деньги отдать; имея денежные накопления – учатся тратить). Уважаемые капитаны, послушайте вопрос: Детям дарят денежные подарки (капитаны высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам) Большинство детей школьного возраста получает деньги в подарок. Российские психологи считают, что дарить деньги ребенку до 14 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта переводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем заняты твои мысли». Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: и напомните ребёнку «Помнишь, ты мечтал о роликах? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени». Уважаемые капитаны, послушайте вопрос: Детям дают деньги за выполнение каких- либо домашних дел, за примерное поведение (капитаны высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам) Когда родители щедро финансируют ребёнка, они пытаются тем самым откупиться от проблем и забот, связанных с ним, считая, что свою заботу и любовь они могут компенсировать деньгами. Категорически не рекомендуется платить ребенку за помощь по дому. Ведь внутри семьи у всех равные права и обязанности. Не следует также «покупать» хорошее поведение у маленьких детей. Уважаемые капитаны, послушайте вопрос: Детям дают карманные деньги (капитаны высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам) Общее мнение педагогов и психологов в том, что карманные деньги детям нужны. С точки зрения Антона Семеновича Макаренко, карманные деньги детям необходимы, так как их наличие заставляет ребенка планировать, экономить, рассчитывать, т.е., получать бесценный социальный опыт. Самое главное – объяснить ребенку, что раз у него появилось право распоряжаться пусть небольшими, но деньгами, то появились и новые обязанности – например, в чем-то помогать по дому. Учитывая то, что в настоящее время у детей уже дошкольного возраста появляются некоторые денежные средства, необходимо объяснять и помогать им в их использовании. Домашнее задание «Ребусы — примеры народной мудрости: пословиц, поговорок о деньгах». В конкурсе принимают участие команда в полном составе. Команды готовят по 2 ребуса на финансовую тематику. Слайд 11 Домашнее задание «Педагогическая ситуация» (2 ситуации на финансовую тематику от команды). Команды поочередно разыгрывают педагогические ситуации. Другая команда должна найти выход из предложенной ситуации, включившись в сценку. Оцениваются:
Домашнее задание «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» Команды поочередно рекламируют товар, с логотипом банка. Оцениваются:
Домашнее задание «Умелые руки не знают скуки» изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Банк или супермаркет» Команды поочередно предлагают изготовленные атрибуты. Оцениваются:
Слайд 12 Давайте, вместе определим, какие формы, способы, методы, средства способствуют формированию предпосылок финансовой грамотности. (см. таблицу) Слайд 13 Предлагаю вашему вниманию афоризмы, цитаты, изречения про деньги и финансовый успех, какой из выберите для себя. Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным. Роберт Кийосаки Если хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть экономным. Бенджамин Франклин Деньги — главное в жизни, и эта аксиома должна быть заложена в основу всякой здоровой морали — как личной, так и национальной. Бернард Шоу Слайд 14 Уважаемые педагоги, пока капитаны подсчитают доход вашей команды, а жюри подводит итоги, мы с вами приготовим свои ручки. Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»: Один, два, три, четыре, пять (поочередно разжимаем пальцы рук) Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук, по окончании – пальцы в кулак). Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы). Уважаемые коллеги, вот наш КВН и подошел к завершению. Конечно остались еще многие не рассмотренные вопросы, связанные с темой «Дети и деньги». И мы несомненно продолжим работу в этом направлении. Нам необходимо помнить, что деньги – это серьезно. Родители – это первый авторитет для ребенка. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, хороший опыт дети могут получить только на примере взрослых. А сейчас жюри посчитает ваши доходы. Это поднимает настроение. Спасибо вам всем за работу. Сегодня каждый имеет свой доход, не важно, какой он, важно то, что вместе мы сила – и в игре побеждает дружба. Награда ждет каждого участника. Надеемся, что КВН оказался полезным, если так, напишите, пожалуйста, на ваших купюрах пожелания или рекомендации нам для продолжения работы. Слайд 15 Спасибо за активное участие.
|