Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗНАКОМСТВЕ СО СКАЗКАМИ
Развитие речи у детей
Автор: Маланова Лилия Васильевна   
27.10.2021 22:22

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗНАКОМСТВЕ СО СКАЗКАМИМЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗНАКОМСТВЕ СО СКАЗКАМИ

Маланова Лилия Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 г. Томска

В развитии связной речи дошкольников при знакомстве с фольклорными произведениями очень важны игровые приемы: дидактические игры и упражнения, театрализованные игры, сюжетно ролевые игры, также многие игры с речевым сопровождением и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи. В ходе ООД, особенно в конце ее, можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши. Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни потешку, которая тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования ( «Кто расскажет больше пословиц?», «Кто лучше расскажет сказку?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр. В методике М. М. Алексеевой сказано, что во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, презентаций и видеофильмов, поскольку возрастные особенности детей дошкольного возраста и природа самого слова требуют наглядности [1, с. 56].

 

В педагогической деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве со сказками чаще всего применяют методы, основанные на применении изобразительной наглядности (опосредованные методы). Это описание картины и игрушки, рассказывание по картинам, рассказывание по сюжетным картинкам, рассказывание по картинкам с последовательно развивающимся действием. В качестве наглядного материала можно использовать предметы народно-прикладного искусства, русские народные музыкальные инструменты, матрешки, куклы в народных костюмах, посуду, одежду, репродукции картин, сюжетные картинки из сказок.

Использование наглядности способствует достижению наилучшего результата в составлении рассказов, в описании предметов. Словесные методы, применяемые для развития связной речи детей при знакомстве со сказками: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть потешек, колыбельных песен, хороводных песен, закличек, считалок, скороговорок, пересказ сказки, обобщающая беседа по содержанию сказки или рассказа, рассказывание пословиц и поговорок, рассказывание сказки без опоры на наглядный материал, составление различных видов рассказов.

При использовании пословиц и поговорках в ООД, так и в самостоятельной деятельности со старшими дошкольниками основными приемами работы являются игровые задания, например, продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку или составить рассказ по пословице, рисование по пословице. Для закрепления знаний пословиц и поговорок могут быть использованы различные дидактические игры «Кто больше скажет пословиц», «Я начну, а ты продолжишь», «Подбери пословицу, подходящую по смыслу», например, нужно подобрать пословицу о Родине – «Родная земля и в горести мила» и т. п. Пословицы и поговорки нужно подбирать понятные детям. Обращенная к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства, тогда скрытый в пословице или поговорке смысл становится ясен для ребенка. От детей ни в коем случае не следует добиваться, чтобы они пользовались этими выражениями или, ещё хуже, заучивали их. Хорошо, если дети в речи взрослого улавливают юмор, понимают и назидание в пословице.

При ознакомлении детей со сказками воспитатель использует словесные методы с наглядными приемами: рассказывает сказку, именно рассказывает, а не читает, артистично воссоздавая образы персонажей, рассказывает выразительно, используя в рассказе выражения из сказки, передает свое отношение к событиям сказки, показывает иллюстрации к сказке. Для лучшего восприятия сказки нужно подготовить детей, используя такой прием, как использование присказки. Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец», цель их использования – дать ребенку понять, что сказка закончилась. Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном произведении и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. К практическим методам, применяемым для развития связной речи детей при знакомстве с фольклорными произведениями, относятся различные дидактические игры, например, «Отгадай загадку и найди отгадку», «Придумай загадку и нарисуй отгадку», игры-драматизации, инсценировки сказок, пластические этюды, хороводные игры, например, «Каравай», «К нам гости пришли» и т. п. При отборе загадок для детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам и жизненному опыту детей; полноту и конкретность характеристики; доступность языка и степень сложности художественного образа; тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании [4].

Колыбельные песни, потешки и пестушки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам, также они могут использоваться в сюжетно-ролевых играх, можно использовать кукольный театр по обыгрыванию народных песенок, потешек и пестушек. Повторные сочетания действий ребёнка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития координации движения, общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки. Небылицы, небывальщина – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет удовольствие осознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. При проведении фольклорных праздников и развлечений нужно включать в их сценарий разнообразные народные подвижные игры, а разученные с детьми прибаутки, заклички, считалки, скороговорки сделают процесс игры более интересным и содержательным. Также нужно включать в сценарий русские народные лирические песни и частушки, хороводные песни и русские народные пляски. Народные игры с использованием детского фольклора являются уникальным средством социального развития и коммуникативных способностей. Фольклорные детские игры-танцы связаны с выработкой позитивных, доброжелательных отношений со сверстниками, с желанием и стремлением общаться [5]. Дошкольник усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует.

Пословицы, загадки, сказки ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. В педагогике ДОО в большой степени принято возлагать надежды на то, что пословицы, поговорки, загадки, сказки способны формировать связную речь детей, а именно сделать ее более насыщенной. Е.И. Тихеева отмечала: «Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться её сокровищами» [6, c. 29]. В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Образные выражения рождаются в живой разговорной речи, вливаются в речь из сказок, песен, поговорок, затем отделяются от них, становятся самостоятельными. Например, образные выражения: конь вороной, коровушка-бурёнушка, красное солнышко, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, как буря налетел и многие другие, образно характеризующие явления природы и поведение людей. Все эти выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы. В. И. Яшина указывает на то, что развитие связной речи реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед о сказках [8]. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослыми, если чувствует их внимание, интерес и доброжелательность, свою комфортность и защищенность [2].

Театрализация сказок – это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал воспитатель. Пересказ дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь их становится более богатой и в эмоциональном отношении: она звучит то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи [7].

Б.С. Волков и Н.В. Волкова предлагают ситуацию «письменной речи», «когда ребенок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает. Пока взрослый пишет, у ребенка появляется время найти более точные слова для выражения своих мыслей. При такой методике составления рассказов совершенствуется связная речь детей» [3, с.57]. Итак, чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они старались улучшать свою речь, необходимо вводить детей в роли увлекательных рассказчиков.

Литература

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2009. – 400с.
  2. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. – М.: Линка-Пресс, 2018. – 181с
  3. Волков, Б.С., Учим общаться детей 3-7 лет: методическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.
  4. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки /Ю. Г.Илларионова– М.: Просвещение, 2016. – 127с.
  5. Куприна, Н.Г. Педагогика народного творчества: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н. Г. Куприна. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – 142с.
  6. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева – М.: Просвещение, 2011. – 108 с.
  7. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
  8. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина; под общ. ред. В. И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год