Проект для детей старшего дошкольного возраста «Весна шагает по планете» |
Занятия по теме "Весна" | |||
Автор: Аверьянова Анастасия Витальевна, Шевцова Наталья Ивановна | |||
30.03.2022 13:14 | |||
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Весна шагает по планете» Авторы – составители: Аверьянова Анастасия Витальевна, Шевцова Наталья Ивановна – воспитатели муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка» города Гурьевска». Проект предназначен для воспитателей. В рамках тематической недели «Весна шагает по планете» реализованной в марте, было принято решение совместно с родителями в центре «Наши первые шедевры» оформить выставку рисунков «Весна идет, весне дорогу». Содержание:
Тип проекта: познавательно-исследовательский Вид проекта: краткосрочный (14. 03. 2022 – 18. 03. 2022) Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Актуальность: Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в весенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. Приобретенные в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга. Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности. Обоснование проблемы У детей недостаточно сформированы знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. Цель: Расширение представлений детей о весне, как о времени года, развитие умения самостоятельно находить признаки весны, воспитание радостного, заботливого отношение детей к пробуждающейся природе. Задачи:
Ожидаемые результаты:
Продукт проектной деятельности:
Организационно-подготовительный этап
Практический этап 1. Работа с детьми: 1. Художественное-эстетическое развитие. Рисование «Ранняя весна», «Подснежники», «Проталины»
2. Физическое развитие.
3. Познавательное развитие. Тематические беседы:
И. Балинская «Лесовичок» (я берегу природу), В. Степанов «Времена года», О. Александрова «Загадки в стихах», «Голоса весеннего леса».
2. Работа с родителями:
Заключительный этап.
Список литературы:
Приложение 1 КОНСПЕКТ НОД «ВЕСНА» Цель: формирование познания об окружающей среде, сезонных изменения в природе. Задачи:
Материал: книги, альбомы и иллюстрации о весне. Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение Самуил Маршак Снег теперь уже не тот, Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. Облака бегут быстрей, Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки, И на вербах серебром Светятся сережки. - Когда это бывает? О каких признаках весны говорится в стихотворении? (Ответы детей) - А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май) Беседа с детьми о месяцах - Что происходит в марте? (Ответы детей) В марте становится теплее, тает снег, образуя ручейки и лужицы, в которых можно пускать бумажные кораблики. Снега еще много, но из-за потепления и дождей он липкий и лепить из него снежки легко и просто. -Что происходит у нас в апреле? (Ответы детей) Апрель- второй весенний месяц и середина весны. В апреле солнечных дней становится еще больше и на улице становится заметно теплее. Возвращаются домой перелетные птицы, которые зимовали в теплых краях. Свежая трава уже появляется на солнечных участках земли и радует красивым зеленым цветом, цветет верба и одуванчики, пение птиц слышно в парках и скверах. -Ребята, а что происходит в мае? (Ответы детей) В мае начинается цветение яблонь, вишен, слив, и, конечно, тюльпанов, черемухи и сирени. Красота кругом- свежие листочки на деревьях, кое-где слышно жужжание пчел, опыляющих цветущие фруктовые деревья. Воспитатель. — Много вы знаете о весне. А знаете ли вы, чем весна отличается от зимы? (Ответы детей) Игра "Я начну, а ты продолжи" Зимой сугробы высокие, а весной.... низкие Зима ушла, а весна.... пришла Зимой солнце морозит, а весной.... греет Зима холодная, а весна.... теплая Зимой надевают шубы, а весной.... куртки. - Молодцы дети, правильно ответили - А сейчас немножко отдохнем и проведем Физкультминутку. Все проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. (Потягивание) Солнце греет все теплей, на прогулку все скорей! (Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны) Справа- первые цветочки появились на лужочке. (Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором) Слева- быстрый ручеек с бугорка к реке потек. (Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором) Мы кораблик смастерили, (Соединить ладони перед грудью) В ручеек пустить решили. (Удаление сложенных ладоней вперед от себя) Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! (Машем ладонями, прощаясь с корабликом) Вот как весело играть и в весенний день гулять! (Легкие подпрыгивания на месте) Дышит свежестью земля, подышу "весной" и я! Проводится подвижная игра "Веснянка" Солнышко, солнышко (дети идут по кругу, взявшись за руки) Золотое донышко Гори, гори ясно Чтобы не погасло Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу) Прилетело сто грачей ("летят" по кругу) А сугробы тают, тают (медленно приседают) И цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх). - Молодцы, все сегодня хорошо поработали. - Вам понравилось? (Ответы детей) - Что нового вы узнали? КОНСПЕКТ НОД «ВЕСНА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА» Цель: формирование познания об окружающей среде, сезонных изменения в природе. Ход беседы Времена года Р. Горенбургова Если кончились метели, если птицы вдруг запели, лес очнулся ото сна, значит к нам пришла ВЕСНА. Если солнце в синеве, и цветы цветут в траве, если всё теплом согрето, значит к нам приходит ЛЕТО. Если жёлтая листва, если высохла трава, если в школу детворе, значит ОСЕНЬ на дворе. Если холодно кругом, если речка подо льдом, всё в снегу: земля, дома, значит к нам пришла ЗИМА… - Мы продолжаем с вами изучать времена года. Подскажите, пожалуйста, какое время года следует за зимой? Ответ детей. (Весна). - Давайте вспомним, какие изменения происходят в природе весной? Рассуждения детей. (Становится теплее, тает снег, вода в реках и озерах оттаивает, начинается ледоход, день постепенно становится дольше, а ночь короче и т.д.) - А что происходит с растениями и животными в это время года? Весной пробуждаются первые растения и цветы, на деревьях появляются первые нежные листочки, впавшие зимой в спячку животные пробуждаются, возвращаются перелетные птицы, они вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается. - Зимние забавы и игры уступают место другим видам спорта, играм, назовите их. Ответы детей. (бег, догонялки, катание на роликах, велосипеде и т.д.) Физкультминутка «Что бывает весной» - Как и у любого другого времени года, у Весны тоже три месяца, назовите их. Ответы детей. (март, апрель, май) - Правильно. Март — Протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Яркое солнце делится с нами первыми теплыми лучами! Вот и снег начинает искриться в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи, побежит по дорогам шумная вода. Март не только первый месяц весны. До 1492 года Новый год на Руси отмечали в первый мартовский день, а древние христиане считали, что мир был сотворен 1 марта 5508 года до Рождества Христова. 21 марта наступает день весеннего равноденствия, когда день и ночь равны по своей продолжительности, а дальше начинают прирастать свет и тепло, в растениях начинается сокодвижение от корней к стеблям. Апрель — Снегогон, потому что от теплых лучей солнца, быстро, разливаясь ручьями, тает снег. А если подойти к деревьям поближе и приглядеться к веточкам, то можно найти на них маленькие пушистые комочки. Это почки — из них скоро распустятся первые листочки. На открытых от снега участках, уже появилась зеленая травка. Май — Травень, называется так, потому что всюду появляется трава и тянутся к солнцу молодые листья. Природа полностью отступила от зимы. От снега ничего не осталось, а вокруг зеленеет трава и на деревьях появляются первые зеленые листочки. Вернулись птицы, радуются солнцу, вьют гнезда и заливаются трелями - Ну, а теперь немного пословиц, поговорок, примет и загадок о весне. Старый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса - Вот и к нам пришла... (Весна) Весна длинным днем красна. Весна красная, а лето страдное. Весна на тепло щедра, да скупа на время. Весна красна, на все пошла. Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник расцветёт. (Весна) Как не злись метелица, всё весною пахнет. Матушка – весна всем красна. Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает. Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет. Старый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса - Вот и к нам пришла... (Весна) Частые туманы в марте предвещают дождливое лето. Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай. Случившийся в марте гром — признак плодородия. Синие облака в апреле — к теплу и дождю. Мокрый апрель — хорошая пашня. Май холодный — год хлебородный. Коли в мае дождь, будет и рожь. - Сегодня мы с вами говорили о весне, об изменениях в природе в это прекрасное время года. КОНСПЕКТ НОД «К НАМ ПРИШЛА ВЕСНА» Цель: Закрепление представления детей о весне и признаках наступления весны. Задачи:
Воспитатель:
Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса, Значит, к нам пришла… (Весна) - Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник расцветёт. (Весна) - Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весна) Воспитатель: Правильно ребята, конечно же, это весна. А как вы узнали, что в загадках говорится о весне? Дети: Весной начинает таять снег, по земле бегут ручейки, прилетают птицы, солнце теплее греет. Сюрпризный момент: В комнату залетает птица и приносит детям конверт. Воспитатель: Дети, что же в этом конверте? Давайте сейчас мы посмотрим. (Воспитатель читает письмо). Нам предлагают стать помощниками весны (проводится лексическая игра «Помощники весны». Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов. И в конверте лежит лист форматом А3, на котором нарисовано солнышко). Воспитатель: — Нам в конверте отправили солнышко, но у нее нет лучиков. Мы будем подбирать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет нас греть! Воспитатель: Солнышко какое? Дети: Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное. Воспитатель: Весна какая? Дети: Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое у нас получилось теплое и яркое солнышко. (Дети смотрят на солнышко и радуются ему). Воспитатель: Давайте мы с вами посмотрим на картину. Что на ней нарисовано? Дети: На картине нарисована весна, птицы прилетели, снег начинает таять. Воспитатель: Молодцы. Эта картина художника Алексея Саврасова, называется «Грачи прилетели». Она говорит нам о весне, которая еще только начинается, о весеннем настроении. Мы видим природу, которая еще не проснулась от зимнего сна, а только пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это — весна. Весну мы узнаем по определенным признакам, стоит посмотреть внимательнее и мы видим огромную проталину с водой с правой стороны, луч солнца, освещающий картину. А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить — воздух. Картина наполнена воздухом — весенним, свежим, теплым. Ну и главная деталь, которая только подтверждает наши выводы о весне — грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи — перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась. Воспитатель: А теперь ребята, давайте отдохнем, проведем физкультминутку «Мишка». Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо) Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх) К нам опять пришла весна! Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил (вращение головой) Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед и назад) Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку) Ищет мишка корешки, (наклоны вперед) И трухлявые пеньки. (наклоны в разные стороны) В них съедобные личинки – Для медведя – витаминки. Наконец медведь наелся, (погладить себя по животу) И на бревнышке уселся (садимся) После окончания физкультминутки, дети садятся на стульчики перед мольбертом (на нем закреплен лист ватмана). Воспитатель: Отдохнули? А теперь послушаем стихотворение. Отшумели все метели И морозы не трещат С крыш закапали капели, И сосульки в ряд висят. Веселее и теплее Стали мартовские дни. В нашем садике в аллеях Уж проталины видны. Звонко тинькает синица Возле нашего окна… Скоро в дверь к нам постучится Настоящая весна! Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? Дети: Весна! Воспитатель: Ребята, весна – щедрое на радость время года. Весной необходимо любоваться красотой природы, слушать пение птиц и наслаждаться чудными майскими запахами. Спасибо за внимание! КОНСПЕКТ НОД «ВЕСНА» Задачи:
- способствовать воспитанию у детей отзывчивости, любви и уважение к родной природе. Ход Воспитатель: Дети, хотите вместе с Красной Шапочкой погулять по весеннему лесу? Давайте я буду Красной шапочкой и поведу вас через весенний лес к своей бабушке. Появляется волк. Волк: Здравствуйте ребята. А куда это вы собрались? Дети: Пойдем с Красной шапочкой к бабушке. Волк: А давайте я вас провожу. Лес — мой дом и я знаю самый короткий путь к дому бабушки. Пойдем вот по этой короткой тропинке и придем к домику твоей бабушки (показывает на длинную дорожку). Дети: Нет, волк, это длинная дорожка. Красная шапочка (воспитатель): Нет, волк ты нас обманываешь. Дети знают, где короткая, а где длинная дорожка. Расскажите волку, как определить где длинная, а где короткая дорожка. Дети: Нужно посмотреть и сравнить дорожки. Под музыкальное сопровождение дети проходят «тропинку» с препятствиями (перелезают через бревно, прыгают через ручей). (Волк убегает и прячется.) Красная шапочка: Вот и закончилась тропинка. Давайте припомним, что мы видели и слышали в весеннем лесу. Игра «Что видели, что слышали». Дети делятся впечатлениями (кто-то видел весенний ручеек, муравейник, первую зеленую травку…). Красная шапочка (воспитатель): Смотрите, сквозь деревья пробивается весеннее солнце. Хотите, чтобы оно вам улыбнулось, согрело вас? Звучит звукозапись «Голоса птиц», выбегает волк. Волк: Слышите, как поют птицы в моем весеннем лесу, расцветают весенние цветы на полянах? Дальше вы не сможете пройти по лесу пока не узнаете по голосам птиц и не назовете их. Красная шапочка (воспитатель): Не бойтесь ребята, я вам помогу. (Объясняет правила игры.) Игра «Собери птицу и угадай, как она кричит» (из разрезанных картинок дети выкладывают птиц и по звуку определяют их, имитируя движениями: журавль – ходьба с высоким подниманием ног, жаворонок – махи руками, грач – клюет, и т. д.). Волк: Ребята, Вы устали? А я устал. Давайте разведем костер, отдохнем, песни споем, дичи наловим. (Предлагает детям спички, топорики, рогатки, наломать веток, нарвать бумаги и т.д.) Дети: Волк, ты живешь в лесу, а не знаешь правила поведения в нем? Волк: Нет, я не знаю, а вы знаете? Дети перечисляют правила поведения в лесу, складывают в пакет весь волчий инвентарь и решают его выбросить в деревне у бабушки). Волк: Какие вы умные. Может, поможете и моим друзьям – зайцам. У них затопило норы в половодье. Как им помочь, ума не приложу! Красная шапочка (воспитатель): Волк, ребята очень умные, конечно они помогут твоим зайцам. (В небольшом тазу на горке камушек сидят зайчики. Таз наполнен наполовину водой. Дети губкой выкачивают воду из тазика каждый в свое ведерко.) Волк: Вы не только добрые, но и находчивые. Все расскажу о вас хозяину леса – медведю. Да вот не знаю, когда ему просыпаться надо. Вы не подскажете? Дети: Весной, в апреле, когда идет половодье. Красная шапочка (воспитатель): Давайте медведю расскажем, закличу, которой в старину весну зазывали, и может быть он проснется. - Весна! Весна! (хлопают в ладоши) Приди, красна, (руки вверх) С ясным солнышком, (фонарики) Колоколнышком, (кружатся) Принеси урожай В наш родимый край! (наклоны вперед) Волк: Ребята, медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки – необходимо отгадать их по запаху. Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить содержимое двух мешочков. Красная шапочка (воспитатель): В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. В эту землю мы посадим семена помидор и вырастим для нашей бабушки рассаду. Дети в свои ведерки накладывают землю и сажают семена помидоров. (Выполняется трудовая деятельность Волка с детьми). Волк: Вот и лес закончился! Вон виднеется домик бабушки. Мне было приятно с вами гулять по моему весеннему лесу. Приходите ко мне еще в гости. Красная шапочка (воспитатель): Бабушка очень обрадовалась подарку. Сказала, что когда рассада вырастит, посадит ее на своем огороде. КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ «ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗРАСТАНИЯ РАСТЕНИЙ» Цель: формирование умения вести поиск ответов на вопросы, упражнение в умении высказывать предположения, доказывать их, закрепление представления об особенностях произрастания растений. Материал: картинки с изображениями растений. Ход беседы Вопросы: - Какую пользу приносят растения? Как живут растения? (Зелёные растения сами себе производят питание. Они всасывают воду иминеральные соли из почвы, которые по стеблю поднимаются к листьям. В листьях под влияниемсолнечного света вода и углекислый газ из воздуха образуют сахар, который и служит пищей для растений. Из чего вырастают растения? (Большинство растений вырастают из семян. Семя лежит на земле, пока не разбухнет от дождя. Из него корень прорастает в почву, а росток пробивается наверх, к свету. Сначала растение получает всё питание из семени, но как только появляются собственные листочки, уже они кормят растение. Затем появляется бутон. Раскрывается цветок и вскоре опыляется. Вырастают новые семена, они созревают и падают на землю. Из тех, которые выживут, на следующийгод появятся новые цветы.) Как семена покидают растения? (Многие семена уносит ветром или водой. Некоторые прилипают кшкуре или лапам птиц и животных. Потом они отваливаются и падают на землю. Другие семенарастут внутри стручков, которые, созревая на солнце, лопаются и разбрасывают их вокруг. Воспитатель вместе с детьми рассматривают картинки с изображениями растений, затем предлагает нарисовать ответ на один из вопросов, по которым велась беседа. КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ «НАШИ ДРУЗЬЯ — ПТИЦЫ» Цель: формирование понятия «птицы», побуждение детей к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, доказательству своих суждений. Материал: картины и фотографии с изображением знакомых птиц (воробей, ласточка, голубь, снегирь, волнистый попугай и т.д.). Ход беседы Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии и картины с изображением птиц, а затем организует беседу по следующим вопросам: — Что вы можете сказать о внешнем виде, месте и среде обитания птиц? — Как птицы приспособлены для жизни на земле и в воздухе? (У них есть ноги и крылья.) — Какое значение имеет для птиц умение летать? — Какие общие признаки присущи птицам? (Живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают припомощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи лап; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобыбрать пищу.) Педагог предлагает детям изготовить кормушки и вынести их на участок учреждения дошкольного образования, чтобы покормить птиц.
|