Краткосрочный проект «Звенит капель в весенний день»
(вторая младшая группа) «Солнышко»
Тема проекта: «Звенит капель в весенний день»
Воспитатель Садыкова Лилия Мухаметовна
Тема проекта: «Звенит капель в весенний день»
Участники проекта:
- дети второй младшей группы
- родители детей второй младшей группы
- педагоги
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Скачать конспект
По продолжительности: кратковременный (1 неделя)
Срок реализации проекта: с 18. 03. 2019 г. по 22. 03. 2019 г.
Организация проекта
1 этап.
Целеполагание
Ранняя весна привлекает внимание детей, бурными изменениями, красками, запахами, пением птиц. В пробуждающейся природе царит оживление. Каждый день приносит малышам новое открытие.
Ряд проблемных вопросов:
- Почему тает снег? — Что такое ручьи? — Почему сосульки тают? — Что такое проталины? На что они похожи? — Откуда появилась первая травка? — Что происходит с деревьями?
Задачи: помочь детям выбрать наиболее актуальные и посильные для них задачи на определенном отрезке времени.
- научить детей наблюдать, замечать изменения в природе;
- расширять знания о признаках весны;
- обратить внимание на небо и солнце.
В ранний период весны трудно рассчитывать на разнообразие движений во время прогулок из-за распутицы. Тем не менее, нужно использовать специфические для этого времени года возможности, чтобы обогатить двигательный опыт детей, научить предвидеть неприятности на дороге, предупреждать и преодолевать их. Не менее важно поощрять самостоятельную активность, инициативу, эмоциональную заинтересованность малышей.
Актуальность
Актуальность проблемы состоит в том, что дети не знают ответы, на вопросы которые они задавали воспитателю. Они не имеют представление о природных изменениях в целом и на разных ее этапах.
Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, формирует у малышей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи каждого педагога.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление младших дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Цель проекта:
- формировать систему осознанно правильных представлений о явлениях природы у детей младшего дошкольного возраста. Развивать познавательную активность детей.
- формировать и расширять представление детей о времени года «весна»
- воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к её отдельным явлениям
- создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничным мероприятиям.
- связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями в жизни ребенка
- заинтересовать, вовлечь в проектную деятельность
- развивать субъективность ребенка.
Задачи проекта:
Для детей
- конкретизировать и расширять представления детей о первых признаках весны (состоянии погоды, неба, растительности, характерных осадках) и особенности жизни животных и птиц в период наступления весны
- учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности
- развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности
- формировать потребности в слушании художественных произведений, как источнике новых знаний об окружающем
- развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалоги
- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки
- развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности
- формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки, её способности передавать различные эмоции, настроения.
Для педагогов:
- создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников с признаками весны: особенностями жизни диких животных и птиц в период наступления весны (дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядные пособия, картины, настольные игры).
- создание информационной базы, разработка сценариев экскурсий и наблюдений с детьми за явлениями природы, характерными для наступления весны; подбор методической и художественной литературы; разработка сценариев развлечений праздников, театрализованной деятельности.
- подбор материала для продуктивной деятельности.
Для родителей:
- информированность родителей по теме проекта
- привлечение родителей к подготовке и проведению прогулок
- участие в ООД по ФЦКМ
- привлечение родителей к составлению альбома «Весенние пейзажи».
Принципы реализации проекта:
- целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к природе
- научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (наблюдение, игры, труда, занятий)
- единства содержания форм и методов работы
- личностно – ориентированного подхода в процессе воспитания положительного, бережного, отношения к природе
- сотрудничества детей, педагогов и родителей
- доступности
- системности и последовательности.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
- обобщение полученных ранее знаний, проявление творческой активности в процессе деятельности.
Для педагогов:
- продолжение освоение метода проектирования-метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Для родителей:
- расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий.
2 этап.
Разработка проекта
- проведение совместного ООД по ФЦКМ с родителями
- план мероприятий реализации проекта «Звенит капель в весенний день»
- тема и форма проведения мероприятия
- участники
- создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников с признаками весны, особенностями жизни диких животных и птиц в период наступления весны (дидактические и сюжетно-ролевые игры)
- наблюдение за солнцем, за небом, за снегом, за деревьями и птицами, за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, прогалины. Наблюдение за сосульками (длинные, острые, тяжёлые, состоящие изо льда); нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки
- беседа с детьми «Весна пришла», «Наша одежда и обувь весной», «Времена года», «К нам пришла весна»
- беседы с родителями на тему «проектная деятельность в д. саду», «Опасный лёд», «Формирование у детей представлений о сезонных изменениях весной».
- подобрать методическую литературу по теме
- рассматривание иллюстраций: «Встречаем птиц», «Прощай, Зима!»
- чтение стихотворений о весне, объяснение смысла
- подобрать художественную литературу для чтения детям:
В. Берестов «Март», Е. Авдоленко «Воробей», А. Барто. «Мишка», Л. Плещеев «Весна»;
- консультация для родителей «Готовимся к прогулкам», «Увлекательные наблюдения на прогулке»
- с/р игра: «Кукла Маша собирается на улицу»
- пальчиковая гимнастика: «Апельсин», «Капуста»
Д. и: «Чей домик?», «Кто, как кричит», «Назвать дерево»,
«Догони самолет», «Весна» и «Назови птиц»;
- опыт: что быстрее растает — снег или лёд?
3 этап.
Непосредственное выполнение проекта.
4 этап.
Результаты проекта
Дети:
- Научились конкретизировать и расширять представления о первых признаках весны, особенностях жизни животных и птиц в период наступления весны
- Научились устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных и птиц, состоянием растительности
- развилось стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности
- сформировались потребности в слушании художественных произведений, как источнике новых знаний об окружающем
- развились умения общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалоги
- ознакомились с народными традициями, обычаями связанными с развлечением «Встреча весны»
- сформировались первичные представления о выразительных возможностях музыки, ее способности передавать различные эмоции, настроения.
Педагоги:
- Пополнилась информационная база и предметно — развивающая среда
- усовершенствовалось педагогическое мастерство
- появилась новая форма работы с родителями.
Родители:
- Родители стали более информированными о работе педагога ДОУ
- более компетентными в вопросах воспитания в детях бережного и заботливого отношения к живой и неживой
- повысился интерес в организации и участии совместных ООД.
ОБОСНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта.
Разработанный проект, основанный на взаимодействии воспитателей, позволил успешно сформировать у младших дошкольников представления о явлениях природы, побудил детей к совместной поисковой деятельности, расширил представления о народных традициях. Данный проект является эффективным и дал хорошие результаты:
- В оснащении предметно-развивающая среды: оформление уголка природы, физкультурного уголка для родителей по сезону.
- В совершенствовании педагогического мастерства: создание новых пособий, разработок.
- Новая форма работы с родителями, введенная в рамках проекта, позволила увеличить количество родителей, активно участвующих в педагогическом процессе детского сада и своей группы.
|