Примерный план образовательной работы с детьми 1,5-3 лет «Весна шагает по планете» Программное содержание:
- Формирование элементарных представлений о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, много молодой нежной зелени на деревьях, кустах).
- Ознакомление с некоторыми особенностями поведения животных и птиц весной (появление птенцов у птиц весной)
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Физическая культура», «Здоровье»:
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- игровые упражнения «Весёлые капельки», «Птички», «Ветерок», «Дождик»;
- несложные сюжетные подвижные игры «Птички летают», «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках» и др.;
- игровые приёмы на освоение и запоминание правил здоровьесберегающего и безопасного поведения на улице ( «Расскажи кукле Кате, почему нельзя ходить по лужам?» и др.).
«Познание» (развитие сенсорной культуры)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Образовательная ситуация: «Звуки весны»
Обогащать сенсорный опыт детей, Учить различать музыкальные звуки (капели, пение птиц и т.п.)
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа: «Весна пришла»
Познакомить детей с изменениями в живой и неживой природе, в жизни растений и животных весной (таяние снега, сосулек, появление птенцов у птиц весной, много молодой нежной зелени на деревьях, кустах, солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми)
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Птички прилетели»
Формировать элементарные представления о птицах, особенностях их поведения весной (чтение Д.Хармса «Весёлые чижи», наводящие вопросы, обращённые к личному опыту ребёнка, опыту коллективной жизни).
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рисование «Течёт, течёт водичка»
Развивать умение создавать простые изображения, ритмично нанося разные по длине линии (приёмы рисования разных по длине линий (ручейки), мазков (капельки).
«Художественное творчество» (аппликация)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Коллективная аппликация; «Птички на лужайке».
Приобщать детей к искусству аппликации. Создавать условия для совместного творчества в ходе использования готовых деталей разных форм при передаче образов знакомых предметов. Формировать умение аккуратно пользоваться клеем, кисточкой.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- музыкальные произведения для слушания «Солнышко» (муз. М.Раухвегера, сл. А.Барто); для пения «Водичка» (муз. Е.Тиличеевой, сл. А.Шибицкой);
- музыкально-дидактические игры ( «Греет солнышко теплее» муз. Т. Вилькорейской);
- имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов – птиц, лёгкого ветерка и др., способствующих развитию воображения и творчества;
- игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят» (громко-тихо).
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- иллюстрации Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева, Е.Чарушина к русским народным сказкам, фольклору, историям о животных, стихам;
- сюжетная живопись по теме «Мир животных»;
- разнообразные яркие игрушки, природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера;
- книги для рассматривания и детского чтения (Е. Благинина «Дождик», Ю.Мориц «Ручеёк», Н.Павлова «Щепочка и камешек», И.Токмакова «Глубоко ли, мелко», «Голуби», Д.Хармс «Весёлые чижи», «К. Чуковский «Мойдодыр», Е.Чарушин «Кошка», «Курочка», Л.Квитко «Кисонька» и др.
- настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;
- подготовленные опыты с объектами живой природы (ветка дерева распускается в тепле, для комнатных растений нужны тепло, вода), с водой песком, снегом;
- материалы для дорисовки: «Тает сосулька», «Капает дождик», «Дует ветер»;
- атрибуты для сюжетных и самостоятельных игр детей
- иллюстрации, отражающие признаки весны в живой и неживой природе;
- дидактические пособия для развития мелкой моторики.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- организовать прогулку в весенний парк, сквер, обращая внимание ребёнка на яркое весеннее солнце, лужи, ручейки;
- привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением;
- использовать зеркальце для получения солнечных зайчиков,
- обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- рассматривание фото, иллюстраций птиц, животных, явлений природы;
- приёмы, вызывающие интерес к отражению в сюжетных играх событий из прочитанных книг, впечатлений от коллективных и личных наблюдений, рассматриваемых картинок;
- обсуждение проблемных ситуаций из личного опыта ребёнка ( «Шла Маша в детский сад, а вокруг лужи. Как пройти и не замочить ноги?»);
- опыты и поисковые действия, помогающие понять, какие условия жизни необходимы растениям (посадить растение в воду, понаблюдать за корнями – как оно питается, выявить потребность в воде, солнце, тепле);
- наблюдения за посадками луковиц и крупных семян;
- игры-имитации, отражающие характерные действия (летят большие и маленькие птицы), в разном темпе (дождик полил – крылышки замочил);
- постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей ( «Дорожки», «Заборчики» и др.);
- приёмы формирования навыков рисования (линии, штрихи, пятна) в самостоятельной изобразительной деятельности;
- игры с предметами, картинками: «Что сначала, что потом», «Узнай, кто позвал» и др.;
- простые трудовые поручения по уходу за комнатными растениями поливать растения, очищать от пыли и т.п.);
- экспериментирование с музыкальными природными звуками.
Гигиенические процедуры:
- обогащение представлений детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям ( «Умываются котята и цыплята и утята…»), наблюдениям за птицами, животными);
- ситуационные беседы о процессах одевания в соответствии с погодными условиями.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- использование игрового персонажа (Куклы «Веснянки») при формировании навыков пользования ложкой, салфеткой, быть аккуратными и опрятными.
Прогулка:
- наблюдения за весенними изменениями в природе (потеплело, увеличилась длительность дня, активно тает снег);
- наблюдения за птицами, животными, растениями и другими объектами живой природы, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении);
- наблюдения сенсорных признаков объектов природы (цвет, форма, величина);
- беседы о бережном отношении к объектам природы (почему не следует рвать цветы, ломать ветки кустарников и т.п.);
- игры-экспериментирования с водой, песком, глиной и т.п.
- подвижные игры «Дождик»; «Солнечные зайчики» и др.;
- упражнения на развитие основных движений;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- элементарные трудовые поручения на участке (собрать веточки, сложить игрушки в корзину); привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями, поддерживает порядок на участке. Поддерживать желание помогать взрослым).
Вечер:
- рассматривание книжек-картинок с иллюстрациями В.Васнецова, С.Маршака, В.Сутеева;
- чтение стихов ( «А. Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег» и др.), сказок ( «Почему кот моется после еды», «У солнышка в гостях» и др.);
- чтение детской природоведческой художественной литературы;
- прослушивание музыкальных произведений ( «Звуки капели, звуки весны»);
- игры-эксперименты по созданию образов в соответствии с разным настроением музыки, её темпом (неуклюжие медведи, весёлые зайчик, птицы, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером);
- игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов;
- игры- импровизации с персонажами пальчикового театра (на пальцы надеваются головки зверей), куклами-варежками (на варежку нашиваются аппликации мордочек зверей);
- игры-истории с целью практикования и закрепления безопасного поведения на улице «Опасно-безопасно»;
- приёмы, побуждающие к отражению содержания знакомых сказок и стихотворений в игровой деятельности;
- наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира (побуждение детей различать, узнавать, называть конкретных животных, растений, явлений природы. С помощью вопросов, педагог помогает найти яркие признаки конкретных растений, животных, явлений природы – «Как ты узнал?»);
Вечерняя прогулка:
- игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку»;
- игры-обсуждения «Кто во что одет?»;
- беседы на тему «Мир вокруг нас» (особенности сезона);
- наблюдения за изменениями в живой и неживой природе ( «Что было, что стало?»);
- наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде;
- опыты, эксперименты с водой, песком ( «Лепим колобки», «Печём куличики» — эксперименты с разным песком: влажным и сухим);
- игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки;
- подвижные игры: «Кто соберёт больше цветочков», «Поймай бабочку», «Пройди по дорожке» и др.;
- элементарные трудовые поручения по уборке участка. Поддерживать стремление малышей к участию в совместной трудовой деятельности.
|