Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» для детей старшей группы Тема: «Весна в степи»
Занятия по теме "Весна"
Автор: Суслова Татьяна Юрьевна   
08.03.2023 23:52

Управление общего образования Ртищевского муниципального района Саратовской области

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области»

 Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» для детей старшей группы Тема: «Весна в степи»

 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100»

 Воспитатель: Суслова Татьяна Юрьевна  г. Ртищево 2013

Цель: познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных; закрепить знания детей о природных особенностях весенних месяцев; Создать условия для развития связной речи у детей: развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы, познакомить с новыми словами (новые слова выделенны в тексте жирным шрифтом).

 Материалы к занятию: мультимедийный проектор; макет парохода; цветок с 12 лепестками; аудиозапись отплывающего парохода, ручейка, пения птиц; два небольших куска ткани, одинакового размера.

 Подготовка к НОД: перед началом НОД куски ткани намочить, отжать и положить на батарею, причем один – в расправленном виде, другой – туго свернутый.

 Ход НОД:

Макет парохода накрыт тканью.

Игра «Путешествие на пароходе»

-В прошлый раз мы побывали с вами на ярмарке, отдохнули, повеселились. Пора продолжать путешествие.

-Вспомните, на каких видах транспорта мы уже перемещались с места на место? (На самолете, на поезде, даже на ковре – самолете)

-Отгадав мою загадку, вы узнаете, на чем сегодня мы отправимся в путешествие:

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? ...

 (Пароход)

Открыть макет парохода.

-Вы уже знаете, что, где бы человек ни находился, он должен соблюдать определенные правила. Для чего? (Чтобы уберечь себя от опасности, чтобы не мешать другим людям работать и отдыхать)

-Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле? (Не перегибаться через борт!)

         Итак, в путь! А путь нам предстоит долгий и интересный. Слайд 1(Садимся в пароход и «плывем». Аудиозапись звуков отплывающего парохода и плеска волн).

-Ребята, а вам интересно узнать куда мы плывем? Я предлагаю вам поиграть.

Игра «Посмотри и назови»

На столе карточки с изображением пейзажей: Северный полюс, тундра, тайга, смешанный лес, г. Москва, Австралия, Антарктида, степь, Америка. Дети, выбирая знакомые пейзажи, находят один незнакомый – степи.

-Мы с вами оказались в степи. Слайд 2 Здесь нет деревьев, одна трава. Огромные просторы!

-Какие места, в которых мы с вами уже бывали, напоминает степь? (Она напоминает тундру. Слайд 3 Так же, как и там, в степи нет деревьев)

-Вспомните, почему отсутствуют деревья в тундре? (Слишком долгая и суровая зима, вечная мерзлота)

-Но ведь в степи лето длинное и жаркое. Чтобы понять, почему же нет деревьев в степи, рассмотрим наши кусочки ткани.

-Какой из них высох? Тот, что был расправлен. Другой, свернутый, остался сырым. В степи очень мало дождей. Попробуйте сравнить листья деревьев и траву с нашей тканью.

-На что похожи листья? Слайд 4 (На расправленную ткань)

-В жару листья очень быстро высыхают. А трава и цветы с их узкими и мелкими листьями способны экономить воду. Слайд 5

-Весна – чудесное время. Вся степь зеленеет. Как вы думаете почему? Слайд 6 (Земля еще пропитана талой водой)

-Но летом стоит такая жара, что вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться. Слайд 7

-Где же они берут воду летом? У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли.

-Как вы думаете, какие животные живут в этих местах? (Травоядные)

-Раньше их было очень много: дикие лошади, бизоны, сайгаки. Слайд 8-10   

-Но люди все больше места в степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, их даже занесли в Красную книгу.

-Сейчас в степи много грызунов. Это тушканчики, суслики, сурки, хомяки. Слайд 11-12

-Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко. А еду они себе находят на поверхности.

Физкультминутка «Хомка – Хомячок» (выполняется 2 – 3 раза, дети выполняют движения в соответствии со словами)

Хомка – хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

-Да, в степи сейчас весна. А какое время года у нас? Как узнали мы, что весна пришла? (Дети перечисляют известные им признаки наступления весны)

-Правильно, пришла весна. А какой цвет у весны, как вы думаете? (Зеленый) Приклеим на наш цветок «весенние» лепестки.

-Сколько их? (Три) Все верно, а какой первый месяц весны?

Первый месяц весны – март. Март открывает  весну. В народе март прозвали зимобором. Слайд 13

-За что, как вы думаете? (В марте зима с весной борется)

-Еще называют его капельником. Почему? (В марте появляются сосульки на крышах и когда солнце греет они тают) Слайд 14
-В марте прилетают первые перелетные птицы. «Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг» - что это за птица? (Грач) Слайд 15

-В народе говорят: «Грачи на дворе – весна на горе», «Грач зиму расклевал». Какой следующий месяц идет за мартом? (За мартом апрель идет)
-В апреле весна вволю разгулялась. Не случайно прозвали этот месяц снегогоном. Слайд 16

-О чем говорит нам это название? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега)

-Апрель – месяц говорливой воды. Послушайте, что это значит. (Звучит аудиозапись ручейка).
-Апрельские ручьи землю будят. Что это значит? (Теплые весенние воды смыли зимнюю грязь, согрели землю)

-Там, где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. Какие? Подснежники. Слайд 17

-Какие весенние цветы вы еще знаете? Слайд 18 (Мать – и – мачеха. Обсудить почему именно так назван цветок.)

-В апреле возвращаются перелетные птицы из теплых стран. А каких перелетных птиц знаете вы? (Кукушка, соловей, журавли и т.д.) Слайд 19

-Ребята, а кто это?

Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.

(Скворец)

-Правильно, это скворец. Где же живет скворец, когда прилетит? (В скворечнике) Слайд 20

-Прилетел скворец и сразу начинает искать место для гнезда – дупло или скворечник. Если скворчихе место не понравится, птицы ищут другое. Выбрав жилище, они убирают из него старую подстилку и мусор. После этого устилают дно скворечника сухой травой  и пухом.

-А какой последний месяц весны? (Май)
-Правильно. Май – месяц зелени и цветов. Называют его травень, цветень. Почему, как вы думаете? «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Слайд 21-23

-Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и песенник. Почему? (Все перелетные птицы вернулись из теплых стран и уже успели свить себе гнезда)

-Самым красивым певцом леса – считают соловья. (Аудиозапись пения птиц)

-Звонок, весел май, но и неустойчив, крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.

- Ребята, у весны три долга, три завета:

1.Тьму зимнюю одолеть – март с нею справляется.

2.Снег согнать, землю разбудить – забота апреля.

3.Маю достается долг зелень привести – май лес наряжает, лето в гости ожидает.

-Путешествие наше подходит к концу и  нам пора возвращаться в детский сад, где мы с вами дождемся прихода весны и проверим все приметы.  Занимайте свои места на палубе – наш пароход готов отплыть. (Звучит аудиозапись отплывающего парохода)

Итог занятия

-Какие новые слова вы сегодня узнали?

-О каких животных вы узнали во время нашего путешествия?

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если да, то поднимите зеленую карточку, если нет – красную, если вы хотели бы что – то изменить в нашем путешествие – желтую.

-А что тебе понравилось, Маша (Кристина, Алеша и т.д.)? (Выслушать ответы всех детей)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год