Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса в ДОУ Тихонова О.Н «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития . Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». А. В. Сухомлинский. На сегодняшний день широко известно, что изучение иностранного языка дошкольниками благотворно влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой культуры, расширения кругозора. Именно на раннем этапе обучения зарождается интерес к иноязычному общению, а языковая база, приобретенная в детском саду, в будущем способствует преодолению страха к освоению английского языка в школе. В силу возрастных особенностей обучать и развивать детей дошкольного возраста необходимо в игровой форме, ведь именно игра обостряет мыслительную деятельность дошкольников, в игре они не только усваивают нормы поведения, но и всесторонне развиваются.
В.Ф Толстова справедливо считает, что развивающее значение игры заложено в самой ее природе, потому что игра – это всегда эмоции. Собственно об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения дошкольников иностранному языку. Игры только кажутся чем-то необязательным, на самом же деле требуют максимальной энергии, ума, самостоятельности, становясь, порой подлинно напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению. Особое место в процессе обучения иностранному языку отводится играм-драматизациям. Самым благоприятным материалом являются известные дошкольникам сказки, мультфильмы, стихотворения: «Little mouse» «The turnip» «The red hat» «Tom and Jerry». Учащимся предоставляется возможность выбрать роли, что служит стимулом к активному участию в постановке сказки, и тем самым создаются наиболее благоприятные условия для усвоения нового языкового материала, развитию навыков употребления лексических единиц и речевых образцов. Игра-драматизация всегда предполагает принятие решения, будь то выбор роли, костюма. В данном случае возможность выбора обостряет мыслительную деятельность дошкольников и превращает неинтересную для них непосредственную образовательную деятельность в увлекательную и захватывающую. Широкое применение в обучении детей английскому языку находят и народные английские игры, такие как «Trick or treat» «The Mulberry bush», «The Hokey Pokey» которые, пробуждают радостное настроение, готовность общения с собеседником[5]. Тем самым, происходит приобщение дошкольников к культурным ценностям англо-говорящих стран, и развитию культуры речи, что положительно сказывается на усвоении лексико-грамматического материала. По мнению И.В.Шабельниковой в играх таятся богатые обучающие возможности, однако дошкольники над этим не задумываются. Для них любое игровое упражнение, прежде всего - увлекательное занятие. На протяжении игры активизируются стремления учащихся к контакту друг с другом и педагогом, создаются условия равенства в речевом партнерстве. Атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность дошкольникам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи иностранные слова и благотворно сказывается на результатах образовательной деятельности. Нельзя не согласится с О.А.Колесниковой, что ролевая игра наиболее точно воссоздает атмосферу общения. За дошкольниками закрепляется конкретная ситуация, что само собой предполагает разнообразную речевую реакцию, включая эмоциональную. У учащихся возникает потребность выразить радость или огорчение, восторг или негодование и они должны найти средства для выражения своих эмоций. В этом случае можно сделать вывод, что ролевые игры способствуют снятию психо-эмоционального напряжения у дошкольников. Подвижные игры можно и нужно использовать для снятия напряжения, монотонности, при активизации речевой деятельности. Примером подобного рода игр может выступить театрализация отрывков сказок англоязычных стран либо пальчиковый театр. И как результат, языковой материал усваивается незаметно, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Место игр и отводимое игре время в непосредственной образовательной деятельности зависят от ряда факторов: подготовки дошкольников, изучаемого материала, целей и условий. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 15-20 минут. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного лексического материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах непосредственной образовательной деятельности, поскольку детей одобряет повторении того, что они хорошо знают. Однако следует помнить, что при всей эффективности игр необходимо знать и чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Игры можно проводить с детьми любого возраста. Дошкольники с удовольствием учат скороговорки, придумывают различные ситуации с использованием диалогической и монологической речи, играют в такие игры как: «Найди себе пару», «Король круга», «Продуктовый магазин» и многие другие. Лучше всего использовать такие игры в середине непосредственной образовательной деятельности с тем, чтобы снять напряжение у учащихся. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и, кроме того, служила стимулом к изучению иностранного языка. Таким образом, можно сказать, что использование игр при изучении иностранного языка в дошкольном учреждении помогает педагогу глубже раскрыть потенциал каждого учащегося, его положительные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве), сохранить и укрепить учебную мотивацию. В заключение, хотелось бы привести несколько примеров игр, которые можно использовать при изучении иностранного языка: «Хлопаем в ладоши»: члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победительницей считается та команда, в которой останется больше игроков. «What is your name?»: дети двигаются под музыку по кругу и поют первый куплет песенки. Учащиеся отвечают, называя свои имена. «Волшебный мешочек»: у ведущего в мешке сложены игрушки. Каждый ребенок с закрытыми глазами достает из мешка игрушку и называет ее. «Переводчик»: педагог берет игрушку и объясняет учащимся, что гость приехал из далекой страны и очень хочет рассказать ребятам о себе и своей стране. Педагог побуждает детей к тому, чтобы они захотели перевести рассказ гостя. «Mister Colour»: на большом листе бумаги нарисованы смешные человечки, каждый из которых разукрашен в определенный цвет. Учащимся предоставляется выбор, рассказать о каждом человечке. «Превращения»: на столе разложены маски животных. Дети по очереди подходят к столу и выбирают понравившуюся им маску, говоря : I am a fox /bear/ cat. Приведенные игровые средства не исчерпывают всего разнообразия игр, которые позволяют ввести и активизировать большое количество лексических единиц, раскрыть психо-эмоциональные и личностные возможности дошкольников. Игра, прежде всего – увлекательное занятие. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости способствует лучшему запоминанию языкового материала, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Все это повышает как эффективность усвоения материала, так и развитие творческих способностей учащихся, что способствует всестороннему развитию личности дошкольника и расширению его кругозора.
|