Целевые прогулки как средство формирования ранней профориентационной направленности старших дошкольников |
Труд | |||
Автор: Мезинова Юлия Александровна | |||
26.11.2016 21:42 | |||
Целевые прогулки как средство формирования ранней профориентационной направленности старших дошкольников Мезинова Юлия Александровна, воспитатель МБДОУ д/с №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» г. Белгорода Каждый из нас хорошо помнит один из главных вопросов детства, который любят задавать все без исключения взрослые пятилетнему малышу: «Кем же ты хочешь стать, когда вырастишь?» Надо отметить, что вопрос задается не без основания, потому что для взрослого человека, с одной стороны, очень важна и необходима его профессиональная деятельность, в которой проходит добрая половина жизни, становление и развитие личностного и профессионального роста, а для маленького человека — это пусть и небольшой, но все-таки значимый повод прикоснуться к такому желанному и загадочному миру пап и мам. Задавая вопрос о будущем, мы порой не задумываемся о том, что, возможно с него, начнется важная внутренняя работа по формированию ранней профессиональной ориентации на отдаленное будущее маленького гражданина страны.
Проблема ранней профориентации в дошкольном возрасте относительно новая и еще основательно не изученная. В рамках преемственности и непрерывности образования детский сад является первичным звеном. Именно, в дошкольном учреждении закладывается начальное представление, формируются базовые знания о профессиях взрослых, которые в будущем могут повлиять на профессиональное самоопределение молодого человека, когда ребенок — дошкольник отвечает на вопрос с гордостью: «Я хочу быть как папа — таксистом! Или, как бабушка — медсестрой в детском саду! Или — президентом как Путин!». И это здорово, потому что жизнь продолжается, есть ориентир, к которому можно стремиться, реализуя свой потенциал. В нашем дошкольном учреждении проводится системная работа по ознакомлению с трудом взрослых уже с младшего возраста, используя приемлемые для детей методы и формы взаимодействия: чтение и обсуждение сказок, экскурсии по детскому саду для ознакомления с трудом работников учреждения: повара, медицинской сестры, воспитателя, помощника воспитателя и других. С возрастом детей диапазон знаний о многообразии мира профессий расширяется, в данную работу активно включаются родители, и у малышей постепенно формируется система знаний о разнообразии и значимости каждой профессии в жизни человека, у детей возникает интерес и формируется собственное отношение к определенным видам профессиональной деятельности, происходит осознание ценности труда в целом. Одной из наиболее эффективных форм организации работы по раннему профориентированию мы считаем подготовку и проведение целевых прогулок для ознакомления с трудом взрослых, а так же получения детьми определенных практических знаний. Необходимо акцентировать внимание на то, что целевая прогулка может быть не связана напрямую с какой-либо профессией. Дети могут пойти на спектакль в кукольный театр и по дороге воспитатель планирует с людьми какой профессии мы можем встретиться: дворник в детском саду, водитель троллейбуса — проводится мини наблюдение и дается краткий комментарий о данной профессии, проезжая пост ДПС — с полицией ГИБДД, заходя в театр, — гардеробщик, кассир, актер, билетер и т. д. В конце проулки обязательно проводится рефлексия с детьми в виде игрового упражнения: «Кто больше вспомнит профессий сегодняшнего дня?» или «Отгадай профессию по жестам?» или «Продолжи предложение». Это помогает закрепить знания детей и мотивировать на стремление узнать как можно больше, поделиться своими знаниями с родителями, друзьями, близкими людьми, побуждать отражать увиденный мир взрослых в игровой деятельности, проживая снова и снова особенности и смысл трудовой деятельности человека. Такой способ организации работы по раннему профориентированию детей дошкольного возраста помогает ребенку понять важность труда в жизни, воспитывает уважение к трудящемуся человеку, быть готовым к самостоятельному труду и, что очень ценно, учиться трудиться, овладевая необходимыми умениями и навыками. Литература:
|