Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития креативности и творческого потенциала дошкольников. |
Труд | |||
Автор: Быкова Наталья Алексеевна | |||
25.10.2021 10:19 | |||
Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития креативности и творческого потенциала дошкольников. Что такое ручной труд в детском саду? Нужен ли он вообще? Ручной труд в детском саду – это всевозможная образовательная деятельность, которая включена в образовательную область – социально-коммуникативное развитие – и направлена на формирование позитивных установок к различным видам труда. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда. А как же можно сформировать данную положительную установку, если не заниматься с детьми разными видами труда, и не только самообслуживанием и бытовым трудом, но и непосредственно ручным трудом? Содержание ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой, древесиной, природными и подручными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы и т.д. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Ручной труд даёт возможность ребёнку почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, а также прививает уважение к чужому труду. Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким, например, книжную подставку для брата, кухонное полотенце для бабушки, красивую вазочку для мамы.
Одним из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, — это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы воспитатель всякий раз создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это способствует развитию у детей креативности и творческого мышления. «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде» (Роден) Чем отличается художественный ручной труд от обычной трудовой деятельности? Художественный ручной труд – это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты). Цель работы: развитие художественных способностей и детского творчества. Основные задачи:
Актуальность. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребёнок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Эффективным средством развития творческого потенциала, по мнению многих учёных и практиков, выступает художественный ручной труд. Творчеству можно научить и следует учить, оно не является врождённым качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия, дети являются активными субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребёнка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Использование нетрадиционных техник ручного труда даёт возможность применять коллективную форму творчества, она сближает детей, развивает навыки культуры общения. Моя педагогическая задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Планомерная, систематическая и последовательная организация деятельности детей по художественному ручному труду принесла ощутимые плоды в виде реальных продуктов детского творчества, а также положительную динамику результатов диагностики по всем показателям художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Условия успешной организации творческих занятий по художественному ручному труду:
Широкое использование игровых приёмов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Для того, чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать и творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности и не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии. «Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» — по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения». Формы представления результатов художественного ручного труда: организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в сервировке столов, при организации различных уголков в группе; открытые мероприятия в форме мастер-классов; участие в конкурсах и смотрах как на уровне детского сада, так и на уровне района, города, Российской Федерации. Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности и в целях всестороннего развития детей. Таким образом, творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
|