Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье. |
Труд | |||
Автор: Соколова Виктория Дмитриевна | |||
30.01.2024 18:57 | |||
Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье. Наше время – это век информационных технологий. Научно-технический прогресс заметно изменил быт, уровень жизни и облик современной семьи. «Потребность семьи в труде детей изживает себя, исчезает сфера возможного приложения их сил в семейном быту и этот процесс будет усиливаться по мере дальнейшего внедрения в быт техники и развития сферы обслуживания». В обиход людей внедрились разнообразные гаджеты, упрощающие общение людей и получение различного рода информации через всемирную сеть Интернет. Также появились техника и различного вида устройства, облегчающие жизнь современного человека. Но, не смотря на это, значение труда в жизни человека трудно переоценить. Данная проблема на сегодняшний день, как никогда актуальна в информационном веке. Потому что на рынке труда требуются ответственные, целеустремленные, трудолюбивые, быстро обучаемые и разносторонне развитые люди. Труд, как и прежде, является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, духовного, нравственного и эстетического развития. Трудовое воспитание успешно осуществляется тогда, когда ему уделяют внимание не только воспитатели детского сада, но и родители дома, только взаимодействие всех взрослых, занимающихся воспитанием ребенка, может дать хороший результат.
Существует многообразие возможностей трудового воспитания ребенка в семье, так как трудом пронизана вся повседневная жизнь взрослых в семье, и поэтому привлечение ребенка к помощи взрослым и постепенное выделение для ребенка его трудовых обязанностей происходит естественно и логично. Только очень важно, чтобы родители и все взрослые члены семьи осознавали значение трудового воспитания ребенка с малых лет. При этом важно понимать, что процесс воспитания должен быть систематическим, постоянным, он должен осуществляться всегда с учетом возрастных особенностей ребенка, его интересов и эмоционального отношения к трудовым поручениям. Самым главным методом вовлечения детей в труд в семье — совместная деятельность детей и взрослых. Мотив собственно трудовой деятельности формируется у ребенка не сразу, а вот желание быть рядом со взрослым, подкрепленное потребностью в чувстве защищенности, эмоциональной близости со взрослым, познавательными интересами, всегда «живет» в ребенке и эффективно влияет на его социальное развитие. В процессе трудового воспитания постепенно приходится решать противоречие между тем, что ребенку нравится делать и тем, что он должен делать независимо от того, нравится ли ему это содержание труда. Но очень важно давать ребенку возможность заниматься любимым трудом, поддерживать эту любовь, обучать навыкам выполнения, учить детей делать все ответственно, добросовестно, формировать в нем уверенность в своих способностях. Именно семья является самым главным и значимым местом воспитания ребенка. В семье у детей закладываются у основы трудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки. Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка, так как зарождаются основы личности, формируется базовая структура мотивов, появляются новые социальные потребности. Ребенок осваивает определенную систему социальных ценностей, моралей, норм и правил поведения в обществе, что является благоприятными мотивами для вовлечения ребенка в детскую трудовую деятельность. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело трудиться. Существуют некоторые особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье:
Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением таких заданий к ребенку придут и первое познание радости собственного труда – дела, сделанного для общего блага. Как же следует правильно организовывать труд ребенка в семье? Существуют определенные правила, при соблюдении которых труд воспитывает:
Такие правила воспитатель должен обсуждать с родителями на родительских собраниях, консультациях, индивидуально и коллективно. С той только разницей, что конкретные, отрицательные примеры нужно обсуждать в индивидуальном порядке. Родители часто могут не знать, как и какие поручения нужно и можно давать ребенку дома. В этом и нужна помощь воспитателя, именно педагог может организовать открытые показы родителям методов обучения детей трудовым действиям.
|