Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Собственный педагогический опыт. «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Труд
Автор: Асяева Валентина Петровна   
29.04.2023 21:12

Собственный педагогический опыт. «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Собственный педагогический опыт. «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Автор статьи воспитатель высшей категории: Асяева Валентина Петровна.

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».

В. А. Сухомлинский.

Трудовое воспитание-это совместная деятельность воспитанников и воспитателя, которая направлена на развитие трудовых умений и способностей. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. И поэтому трудовое воспитание необходимо начинать с раннего возраста, которое может вовлечь детей как интересному виду деятельности, когда ребёнок говорит «Я сам!» Мой опыт показывает, что привлечение ребёнка к труду является первостепенным условием всестороннего развития.

Труд должен радостно войти в жизнь каждого ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. Трудовое воспитание – это подготовка дошкольников к дальнейшей жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование личности, целеустремлённости. К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач» Моя цель педагога: необходимо создать благоприятные условия для формирования привычек дошкольника осуществлять посильный труд.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Воспитывать у наших детей интерес к труду, самостоятельность, умение трудиться в коллективе. Формировать у детей практические и трудовые навыки и умения.

Развивать трудолюбие, отзывчивость, заботу, стремление выполнять работу под контролем взрослых. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступный: ручной труд, самообслуживание, труд детей в природе,

Ручной труд- это конкретная деятельность, направлена на изготовление предметов которые в последствии можно использовать в играх, в развлечениях, быту. Ручной труд способствует развитию рук, глаз, совершенствованию координации движений, точности выполнение движений. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами. Они учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на практике усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов. Ручной труд становится любимым занятием для дошкольников. Дети проявляют интерес в получение знаний и умений. И как правило дети не устают в трудовой деятельности, если это проходит в интересной и доступной форме.

Самообслуживание – обслуживание себя собственными силами, мы включаем: умение детей самостоятельно одеться, раздеться, переодеть одежду, надеть пижаму, вымыть правильно руки и лицо, вытереть насухо полотенцем, это чистоте тела, порядок в одежде, готовность делать для этого всё необходимое и сделать без требований взрослых, соблюдения гигиенического правила. Конечно отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и в семье. Самообслуживание является основным видом труда дошкольника

Труд детей в природе – создает благоприятные условия для физического развития,.

Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, дети получают доступные знания об окружающем, которые способствуют развитию наблюдательности, любознательности детей.

Труд в природе помогает воспитывать любовь к окружающему миру.

Поэтому в моей работе с детьми трудовое воспитание занимает одно из первых мест, я работаю над тем, чтоб у детей развивались такие нравственные качества, как трудолюбие, чувство долго ответственность за порученное ему дело. Я делаю все возможное, чтоб труд радовал каждого ребенка и приносил ему только положительные эмоции и яркие впечатления. В группе создана специальная развивающая среда с целью приобщения детей к трудовому воспитанию. Здесь помещается информация о людях разных профессий и показан их результат труда. А так же фотоальбомы наших родителей разных профессий. При реализации данной темы накоплена большая материальная база:

  • богатая тематическая картотека, куда входят фонотека с детскими произведениями В.Маяковского, К.Чуковского, С.Михалкова, Н.Носова
  • собраны фотоальбомы «Все работы хороши», «Мы трудимся», «Назови профессии», «Кто, где работает», «Кто что делает?»

стихи, рассказы, картинки художников по данной теме.

Для родителей созданы папки – передвижки «Труд облагораживает человека», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Знакомимся с профессиями» Я использую различные формы и методы организации деятельности детей:

Экскурсии на почту, в магазин, поликлинику, на предприятия где работают родители наших воспитанников, что вызывает у детей большой интерес к разным видам труда.

Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

Беседы с детьми о результатах труда людей разных профессий;

Использование детских художественных произведений, репродукций картин. Рассматривая иллюстрации, с детьми проводим обсуждение;

Разучиваем с детьми песни, стихи, пословицы, поговороки, читаем сказки, прослушиваем музыкальные произведения;

Привлечение детей к полезному труду (труд на участке детского сада, дежурство в уголке природы, сервировка столов в группе, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

Обязательное поощрение детей за старание и стремление самостоятельно поддерживать порядок, за добросовестность выполнения поручения взрослых.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, которые воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе тем, что они самостоятельны, организованны, активны, опрятны, умеют себя обслуживать. Конечно все трудовые навыки приобретаются при участии нас взрослых. И конечно без участия родителей наших воспитанников нам не удалось бы достичь следующих результатов. А это установлены партнерских и доверительных отношений с родителями; родители проявляют интерес к жизни своих детей в детском саду;

Они принимают активное участие в жизни нашей группы и детского сада;

Родители оказывают помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Весь процесс трудового воспитания, должен быть организован так, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда как для себя, так и для коллектива. Мы взрослые, должны научить детей относиться к труду с любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В. А. Сухомлинский. Работа по этому направлению позволяет сделать свой вывод: дети приобретают умениями и навыками по самообслуживанию, хозяйственно-бытовом и ручном труде, уходе за растениями. У дошкольников формируются такие качества как воля, гуманность, трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых, чувство дружбы, самостоятельность, инициативность Работая, по данной темой, конечно же, встречаются трудности. Но ежедневная работа, от простого к сложному, даёт положительные результаты.

Главная задача трудового воспитания дошкольников – формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

И конечно особую роль в трудовом воспитании играет развивающая среда в группе, которую нужно пополнять и обновлять постоянно. Необходимо

добиться, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома. Для этого я провожу для родителей показ трудовой деятельности детей в дошкольном учреждении. Что позволяет родителям увидеть, уровень трудовых умений своего ребёнка.

Педагогический опыт по трудовому воспитанию способствует повышению качества образовательного процесса, делает взаимодействие участников образовательного процесса более увлекательным, эмоционально-насыщенным, результативным..

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год