«Особенности организации трудовой деятельности в дошкольной образовательной организации» |
Труд | |||
Автор: Сафиуллина Мария Сергеевна | |||
19.10.2022 00:04 | |||
«Особенности организации трудовой деятельности в дошкольной образовательной организации» Воспитатель: Мария Сергеевна Сафиуллина, МДОУ №17 п.Трубного Сосновского района Челябинской области Дошкольный возраст – это период когда ребенок хочет трудиться. Поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость от труда, положительно относился к нему. Труд тесно связан с игрой. Он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает мир социальных отношений между людьми. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольного учреждения, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду. Данная тема отражена в п.3. 1 ФГОС дошкольного образования, где определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. В п.3. 1 ФГОС дошкольного образования определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольного учреждения, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
Н.К. Крупская в своих работах подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим видам труда. Она считала, что таким образом дети знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. А.С. Макаренко раскрыл важную роль элементарных видов труда. Он особое значение придавал коллективному труду. «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу». Особенности детского труда:
Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения. Воспитатель организует труд детей в трех основных формах: в форме поручений, дежурств и коллективной трудовой деятельности. В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в младших группах в наибольшей мере используются поручения. Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Дежурство: дежурство по столовой; дежурство по группе; дежурство в уголке природы. Хозяйственно-бытовой труд (коллективный): помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг), уход за игрушками, их мытьё. Часто трудовая деятельность дошкольника тесно вплетается в контекст игровой. Это наиболее характерно для младших дошкольников. Начиная выполнять трудовую деятельность, ребенок может в процессе ее выполнения подменять трудовую цель игровой, особенно, когда трудовое задание оказалось слишком сложным, непонятным, лишенным четкого смысла. Чтобы трудовая цель не трансформировалась в игровую, взрослый должен вовремя прийти на помощь, стимулировать, поощрять, объяснять. Таким образом, игры в трудовой деятельности позволяют накопить и реализовать имеющиеся знания, умения и усовершенствовать приобретенные навыки трудовой деятельности. Организация трудовой деятельности в дошкольной образовательной организации — это целостная система. Участие ребенка в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием. Труд ребенка в ДОО должен правильно, педагогически целесообразно организован, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
|