«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда» |
Труд | |||
Автор: Узлякова Кристина Николаевна | |||
15.07.2022 11:27 | |||
«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда» «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В. А. Сегодня проблема творческого развития дошкольника приобрела особую актуальность. Творческое развитие в дошкольном возрасте у детей способствует повышению обучаемости детей, готовность к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Считается, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти. Развитию у детей способности к творческому поиску способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с энтузиазмом, как увлекательная игра. Данный вид труда тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. В связи с этим возникает актуальная необходимость в осуществлении теоретико-экспериментальных исследований, направленных на разработку инновационных форм, средств, методов обучения дошкольников, которые в значительной степени позволят развить их творческую активность, проявить творческие способности.
Несмотря на многочисленные исследования в области развития детских творческих способностей, мало внимание обращается на возможности ручного труда. Хотя значимость этого вида детской деятельности велика. В процессе создания поделок дети могут осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом педагог побуждает детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой. Творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности. Способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. Творчество ребенка естественно отличается от творчества взрослого в силу возрастных возможностей. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, конструируя, играя, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная ценность его огромна. Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного образования. Развитие творческих способностей – не самоцель педагогического процесса, а основное условие формирования личности ребенка. Педагогу необходимо использовать разнообразные технологии, помогающие раскрыть творческий потенциал дошкольника, создать условия для развития способностей и креативного мышления. Одним из эффективных средств является ручной труд. Художественный ручной труд – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха. В программе детского сада, ручной труд включает работу с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания. Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей. Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений. В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности — обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы. Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей. Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки. Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и целенаправленно строить трудовой процесс.
|