Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. |
Труд | |||
Автор: Айрапетян Евгения Сергеевна | |||
06.11.2020 07:06 | |||
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. План:
«Радость труда — могучая воспитательная сила. Наряду с игрой для воспитания детей большое значение имеет и их трудовая деятельность. Трудовое воспитание в дошкольном возрасте не противоречит природе ребёнка. Он активен, жадно стремится всё узнать, сделать всё самому выражается как в игровой, так и в трудовой деятельности. У детей младшего возраста игра и труд тесно связаны. Подражая взрослым, дети копируют работу матери, отца, изображают шофёра, продавца в магазине, врача в больнице. У детей более старшего возраста трудовые процессы включаются в игру:
Например: сделать флажки, билетики, в игре с куклами — дети учатся стирать, и гладить, мыть и вытирать посуду и т. д. По мере развития ребёнка меняется и характер его поведения: он начинает уже интересоваться результатом своих трудовых действий, он хочет узнать, что и как у него получается. Ребёнок старается повторять те же приёмы, которые он наблюдал в работе матери и отца. Действия ребёнка становятся осознанными. Трудовое воспитание приносит пользу для развития ребёнка дошкольного возраста. Труд благотворно влияет на физическое и на психическое развитие ребёнка повышается работоспособность и жизнедеятельность всего организма. Труд укрепляет мышцы, содействует развитию внимания, наблюдательности, сообразительности. Труд служит хорошим средством нравственного воспитания ребёнка, помогает развитию в нём положительных качеств. Труд детей в детском саду многообразен. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Самообслуживание — направлено на уход за собой это умывание, раздевание, одевание, уборка постели… Воспитательное значение самообслуживания заключается в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. Самообслуживание осознаётся как обязанность. В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с некоторыми (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действия, отвлекаемость) что тормозит процесс формирования навыков. Воспитатель должен начать развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и выполнения необходимых действий. Здесь воспитатель индивидуально общается с каждым ребёнком, поддерживает его. Находит с ним контакт и доверительное отношение к себе. Дети ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым. В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в обслуживании. Воспитатель формирует у детей приёмы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу. Как её оказывать, как поблагодарить за услугу. В старшем дошкольном возрасте приобретаются навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы связанные с ним, используются для решения более сложных задач: это формирование привычки детей к опрятности и чистоте, навыков поведения среди сверстников. Воспитатель формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Детям постарше полезно предоставлять самостоятельно участвовать в хозяйственных работах. Например: убирая комнату мать даёт влажную тряпку и предлагает вытереть пыль с полок; накрывая на стол, поручает разложить ложки, расставить осторожно тарелки … У ребёнка тем самым воспитывается бережное отношение к вещам, привычка к чистоте. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, в цветнике. Особое значение это вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Живой интерес вызывает у детей труд по уходу за растениями и животными. Маленький цветник можно устроить и в группе на окне. Можно устроить и зооуголок. Такой уход воспитывает у детей чувство ответственности: он должен аккуратно выполнять взятое на себя дело. Систематическое повторение одной и той же работы — поливка растений, уход за животными вырабатывает полезные трудовые навыки; наблюдение за тем, что происходит с растениями дают ребёнку конкретные знания, расширяют его кругозор. Во время прогулок воспитатель должен отводить время для полезного труда — Например: собрать в кучу сухие листья и ветки, очистить беседку от мусора, тем самым объясняю, что они помогают работе дворника или садовода. Ручной труд — изготовление игрушек и полезных в быту вещей (прежде всего из бумаги и картона, из природных материалов), дерева. Используя природный материал дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут быть приятными подарками для родных. Ручной труд развивает способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Всё что делается руками детей при помощи воспитателя, формирует в детях их эстетические чувства и нравственно-волевые качества. Например из скорлупы грецких орехов, жёлудей, каштана, сосновых шишек к ним же подручный материал: клей бумага, картон, глина, пластилин веточки, кукурузные волоски- можно изготовить парусник, жука, зайца, петушка, природную екибану. Готовые игрушки мы обсуждаем и оцениваем. Лучшие работы помещаются на выставочном стенде. Даю возможность детям взять готовые игрушки домой, чтобы показать родителям. Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Поручение — это задания, которые воспитатель даёт одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть простыми и сложными, индивидуальными или общими, временными или длительными. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувство ответственности к порученному делу. В младших группах поручения индивидуальны, и просты (разложи ложки на столе, принеси игрушки, сними с куклы платье и т. д.) В средней группе воспитатель поручает детям постирать бельё куклам, вымыть игрушки, подмести дорожку от песка. Эти задания более сложны чем в младших группах они содержат не только несколько действий, но и элементы самоорганизации. Большинство поручений становятся групповыми, от 2 участников до 5-6 участников. Вместе убрать со стола игрушки, вымыть машинки, собрать строительный материал… Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребёнком работы, направленной на обслуживание коллектива. Например: по столовой, дежурства по подготовке к занятиям, дежурства по уголку природы. Как правило дети дежурят вдвоём. Во всех этих заданиях воспитатель несёт ответственную роль воспитания и организованности действий детей. В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА ВОСПИТАТЕЛЬ УДЕЛЯЕТ ВНИМАНИЕ ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ между детьми, подсказывает, как надо поступить, учитывая ситуации. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение10-15 минут, 5-6 лет 20- 30 минут. Труд постоянно сопровождает самостоятельную деятельность ребёнка в детском саду: и тогда когда он готовит удобное место для занятий, а в конце убирает всё за собой, когда готов к игре или заканчивает, когда собирается на прогулку ит. п. Любая деятельность ребёнка сопряжена с трудовыми усилиями. -Нужно чтобы в помещениях детского сада, а именно в группах были созданы условия для трудовой деятельности. Например: индивидуальные шкафчики, индивидуальные вешалки для полотенец, фартуки для дежурных по столовой, щётки для чистки одежды и обуви, зеркала и т.п. — всё это необходимо для воспитания трудолюбия и навыков культуры поведения. Стараюсь, что все предметы (посуда, мыло, инструменты окружающие ребёнка были красивыми и удобными в пользовании, и привлекали детей к действию и выполнению заданий. - В формировании навыков самообслуживания и в воспитании у них самостоятельности в своей работе использую художественные произведения: рассказы Воронковой «Маша-растеряша», Стихи К. Чуковского «Мойдодыр» и другие… Например в игровой ситуации приходит кукла, у которой измазаны ладошки: А. Барто «Девочка чумазая» - Ах ты девочка чумазая, Где ты ручки измазала? Чёрные ладошки, на локтях дорожки! Или К. Чуковский» Мойдодыр» Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок! Главное постоянно поощрять детей за правильность действий: за правильное мытьё рук, за правильное одевание. Главное в работе воспитателя положительное воздействие на ребёнка, чтобы у ребёнка не пропал интерес к совершаемым действиям. - Все дети любят чудеса, тайны, секреты. И любое занятие в обслуживании себя и другая трудовая деятельность, может быть обыграна. Можно найти множество методов в организации трудовых дел: лечение деревьев, расчистка снега, наполнение песочницы, уборка участка, посадка деревьев и.т. д. Например: Старшей группе было дано задание перенести песок на участок, где планировалось разместить скульптурный зоопарк. Чтобы заинтересовать детей, я даю команду детям. «Ребята поступило секретное задание, о приёме разных животных на этом участке. Наша задача перенести песок на площадку и разровнять. А завтра, когда вы придёте в садик, вы увидите чудо-зоопарк. Дети активно работали на участке, задавали множество вопросов о зоопарке, и с помощью взрослых подготовили площадку. На следующий день, придя в садик ребята увидели скульптурный зоопарк. Нужно было видеть радостные лица детей! Их труд не прошёл даром! Удовлетворение делом, которое даёт ощутимые результаты, побуждает его к дальнейшей деятельности, у него постепенно развивается любовь и привычка к труду, что является основной задачей трудового воспитания в дошкольном возрасте. Воспитанные с малых лет положительное отношение к труду, способность к усидчивости принесут ему большую пользу в школьные годы. Использованная литература:
|