Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Труд
Автор: Айрапетян Евгения Сергеевна   
06.11.2020 07:06

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

План:

  1. Задачи трудового воспитания в детском саду.
  2. Содержание трудового воспитания.
  3. Организация труда дошкольника (из практики)

«Радость труда — могучая воспитательная сила.
В годы детства каждый ребёнок должен
пережить это благородное чувство.»
В.А. Сухомлинский.

Наряду с игрой для воспитания детей большое значение имеет и их трудовая деятельность. Трудовое воспитание в дошкольном возрасте не противоречит природе ребёнка. Он активен, жадно стремится всё узнать, сделать всё самому выражается как в игровой, так и в трудовой деятельности. У детей младшего возраста игра и труд тесно связаны.

Подражая взрослым, дети копируют работу матери, отца, изображают шофёра, продавца в магазине, врача в больнице. У детей более старшего возраста трудовые процессы включаются в игру:

 

Например: сделать флажки, билетики, в игре с куклами — дети учатся стирать, и гладить, мыть и вытирать посуду и т. д.

По мере развития ребёнка меняется и характер его поведения: он начинает уже интересоваться результатом своих трудовых действий, он хочет узнать, что и как у него получается. Ребёнок старается повторять те же приёмы, которые он наблюдал в работе матери и отца. Действия ребёнка становятся осознанными.

Трудовое воспитание приносит пользу для развития ребёнка дошкольного возраста. Труд благотворно влияет на физическое и на психическое развитие ребёнка повышается работоспособность и жизнедеятельность всего организма. Труд укрепляет мышцы, содействует развитию внимания, наблюдательности, сообразительности. Труд служит хорошим средством нравственного воспитания ребёнка, помогает развитию в нём положительных качеств.

Труд детей в детском саду многообразен. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание — направлено на уход за собой это умывание, раздевание, одевание, уборка постели… Воспитательное значение самообслуживания заключается в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. Самообслуживание осознаётся как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с некоторыми (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действия, отвлекаемость) что тормозит процесс формирования навыков. Воспитатель должен начать развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и выполнения необходимых действий. Здесь воспитатель индивидуально общается с каждым ребёнком, поддерживает его. Находит с ним контакт и доверительное отношение к себе. Дети ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым.

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в обслуживании. Воспитатель формирует у детей приёмы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу. Как её оказывать, как поблагодарить за услугу.

В старшем дошкольном возрасте приобретаются навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы связанные с ним, используются для решения более сложных задач: это формирование привычки детей к опрятности и чистоте, навыков поведения среди сверстников. Воспитатель формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Детям постарше полезно предоставлять самостоятельно участвовать в хозяйственных работах. Например: убирая комнату мать даёт влажную тряпку и предлагает вытереть пыль с полок; накрывая на стол, поручает разложить ложки, расставить осторожно тарелки … У ребёнка тем самым воспитывается бережное отношение к вещам, привычка к чистоте.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, в цветнике. Особое значение это вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Живой интерес вызывает у детей труд по уходу за растениями и животными. Маленький цветник можно устроить и в группе на окне. Можно устроить и зооуголок.

Такой уход воспитывает у детей чувство ответственности: он должен аккуратно выполнять взятое на себя дело. Систематическое повторение одной и той же работы — поливка растений, уход за животными вырабатывает полезные трудовые навыки; наблюдение за тем, что происходит с растениями дают ребёнку конкретные знания, расширяют его кругозор. Во время прогулок воспитатель должен отводить время для полезного труда — Например: собрать в кучу сухие листья и ветки, очистить беседку от мусора, тем самым объясняю, что они помогают работе дворника или садовода.

Ручной труд — изготовление игрушек и полезных в быту вещей (прежде всего из бумаги и картона, из природных материалов), дерева. Используя природный материал дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут быть приятными подарками для родных.

Ручной труд развивает способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Всё что делается руками детей при помощи воспитателя, формирует в детях их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Например из скорлупы грецких орехов, жёлудей, каштана, сосновых шишек к ним же подручный материал: клей бумага, картон, глина, пластилин веточки, кукурузные волоски- можно изготовить парусник, жука, зайца, петушка, природную екибану. Готовые игрушки мы обсуждаем и оцениваем. Лучшие работы помещаются на выставочном стенде. Даю возможность детям взять готовые игрушки домой, чтобы показать родителям.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручение — это задания, которые воспитатель даёт одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть простыми и сложными, индивидуальными или общими, временными или длительными. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувство ответственности к порученному делу.

В младших группах поручения индивидуальны, и просты (разложи ложки на столе, принеси игрушки, сними с куклы платье и т. д.)

В средней группе воспитатель поручает детям постирать бельё куклам, вымыть игрушки, подмести дорожку от песка. Эти задания более сложны чем в младших группах они содержат не только несколько действий, но и элементы самоорганизации. Большинство поручений становятся групповыми, от 2 участников до 5-6 участников. Вместе убрать со стола игрушки, вымыть машинки, собрать строительный материал…

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребёнком работы, направленной на обслуживание коллектива. Например: по столовой, дежурства по подготовке к занятиям, дежурства по уголку природы. Как правило дети дежурят вдвоём. Во всех этих заданиях воспитатель несёт ответственную роль воспитания и организованности действий детей.

В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА ВОСПИТАТЕЛЬ УДЕЛЯЕТ ВНИМАНИЕ ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ между детьми, подсказывает, как надо поступить, учитывая ситуации.

Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение10-15 минут, 5-6 лет 20- 30 минут.

Труд постоянно сопровождает самостоятельную деятельность ребёнка в детском саду: и тогда когда он готовит удобное место для занятий, а в конце убирает всё за собой, когда готов к игре или заканчивает, когда собирается на прогулку ит. п. Любая деятельность ребёнка сопряжена с трудовыми усилиями.

-Нужно чтобы в помещениях детского сада, а именно в группах были созданы условия для трудовой деятельности. Например: индивидуальные шкафчики, индивидуальные вешалки для полотенец, фартуки для дежурных по столовой, щётки для чистки одежды и обуви, зеркала и т.п. — всё это необходимо для воспитания трудолюбия и навыков культуры поведения.

Стараюсь, что все предметы (посуда, мыло, инструменты окружающие ребёнка были красивыми и удобными в пользовании, и привлекали детей к действию и выполнению заданий.

- В формировании навыков самообслуживания и в воспитании у них самостоятельности в своей работе использую художественные произведения: рассказы Воронковой «Маша-растеряша», Стихи К. Чуковского «Мойдодыр» и другие…

Например в игровой ситуации приходит кукла, у которой измазаны ладошки: А. Барто «Девочка чумазая» -

Ах ты девочка чумазая,

Где ты ручки измазала?

Чёрные ладошки, на локтях дорожки!

Или К. Чуковский» Мойдодыр»

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок, И густой гребешок!

Главное постоянно поощрять детей за правильность действий: за правильное мытьё рук, за правильное одевание. Главное в работе воспитателя положительное воздействие на ребёнка, чтобы у ребёнка не пропал интерес к совершаемым действиям.

- Все дети любят чудеса, тайны, секреты. И любое занятие в обслуживании себя и другая трудовая деятельность, может быть обыграна. Можно найти множество методов в организации трудовых дел: лечение деревьев, расчистка снега, наполнение песочницы, уборка участка, посадка деревьев и.т. д. Например:

Старшей группе было дано задание перенести песок на участок, где планировалось разместить скульптурный зоопарк. Чтобы заинтересовать детей, я даю команду детям.

«Ребята поступило секретное задание, о приёме разных животных на этом участке. Наша задача перенести песок на площадку и разровнять. А завтра, когда вы придёте в садик, вы увидите чудо-зоопарк.

Дети активно работали на участке, задавали множество вопросов о зоопарке, и с помощью взрослых подготовили площадку. На следующий день, придя в садик ребята увидели скульптурный зоопарк. Нужно было видеть радостные лица детей! Их труд не прошёл даром!

Удовлетворение делом, которое даёт ощутимые результаты, побуждает его к дальнейшей деятельности, у него постепенно развивается любовь и привычка к труду, что является основной задачей трудового воспитания в дошкольном возрасте. Воспитанные с малых лет положительное отношение к труду, способность к усидчивости принесут ему большую пользу в школьные годы.

Использованная литература:

  1. Дошкольная педагогика. — Учебное пособие. -М., 1986г.
  2. Мир детства: Дошкольник. -М., 1987г
  3. Наши дети: Сборник. /Библиотека молодой семьи. /. -М., 1988г
  4. Нравтсвенно-трудовое воспитание детей в детском саду. -М., 1987г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год