ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ |
Труд | |||
Автор: Зубарева Анастасия Ивановна | |||
24.09.2021 12:40 | |||
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ А.И. Зубарева МБДОУ №63 Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, — стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд. Демокрит Трудовое воспитание в дошкольном возрасте имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие является одним из определяющих нравственных качеств личности и наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте.
Значение трудовой деятельности как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др. Исследовались проблемы мотивации труда Л.И. Божович; значение познавательной активности и самостоятельности человека для успешной организации трудовой деятельности (Е. Р. Стаценко, Е.В. Хроленко и др.); теории индивидуально-дифференцированного подхода организации трудовой деятельности детей (СИ. Архангельский, А.А. Вербицкий, Л.Ф. Спирин и др.), теории трудового воспитания дошкольников (Р. И. Жуковская, С.А. Козлова, Л.В. Куцакова, Т,А. Маркова и др.) Интерес к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста многие годы прослеживался в педагогической науке и продолжает оставаться актуальной проблемой. В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным. Очень важным моментом в системе трудового воспитания. Трудовая деятельность детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности [3, c.167]. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения. Выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех. При организации труда детей необходимо учитывать еще одну особенность – воспитание коллективизма. Он широко используется в старшей группе детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудовой деятельности: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог [1, c. 134]. Для того чтобы трудовая деятельность стала средством воспитания, необходимо организовать ее таким образом, чтобы создать максимум условий, позволяющих реализовать ее возможности для воспитания. Только при наличии таких условий ребенок учится соотносить известные ему правила с возникающими ситуациями. Он использует эти правила в качестве оценки и регуляции собственного поведения и поступков сверстников в каждом конкретном случае. В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, так как любая работа всегда сопряжена с приложением усилий. Формирование правильных представлений о труде возможно только при условии, если дошкольник испытывает физическую нагрузку. Постоянная недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребенок, легко справляясь с предложенным заданием, не испытывает трудового усилия, привыкает трудиться без должного напряжения. И когда появляется необходимость выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и оставляет работу незаконченной, потеряв интерес. Вместе с тем нельзя допускать и перегрузки: она вызывает у детей не только переутомление, что, конечно, недопустимо, но и отрицательное отношение к труду. Следовательно, распределение нагрузки в труде непосредственно связано с воспитанием положительного отношения к деятельности. Выполняя задание и затрачивая необходимые усилия, ребенок получает правильное представление о труде, учится справляться с трудностями, радуется результату. Это побуждает его в следующий раз, встретившись с трудностями, не пасовать перед ними, быть уверенным в своих возможностях, достигать результата. Есть виды работ, которые не связаны с физическим напряжением, но вызывают утомление в силу своей монотонности, однообразия. Это следует учитывать при организации труда детей. Детям предлагается уборка свежевыпавшего снега, они могут перевозить его на место будущих построек на санках в ящиках. Трудовая деятельность, предлагаемая детям, должна быть интересной и привлекать процессом действий, будущим результатом, игровыми моментами. Немаловажное значение имеет предвосхищающая оценка педагога, которой он выражает уверенность в возможностях детей и успехе. Руководя деятельностью детей, педагогу необходимо иметь в виду одновременное решение двух задач: обучение приемам работы и воспитание отношения к ней, нравственно-волевых качеств [2, c.254]. Необходимо всякий раз устанавливать причины остановок в деятельности. Именно понимание причин поможет найти наиболее адекватные методы и приемы воздействия на ребенка: помочь ему, подсказать желаемое действие или побудить к более прилежному выполнению задания. Осуществление принципа воспитания в деятельности не следует понимать как прямое воздействие на ребенка. Любую ситуацию следует рассматривать как активное взаимодействие педагога и дошкольника. И когда воспитатель ставит перед собой задачу формирования готовности следовать его совету, он, прежде всего, ориентируется на возможности ребенка, его активность, поддержание всех предложений и предупреждение возможных негативных проявлений. Целью этих воздействий является формирование у детей осознания значения ответственного отношения к деятельности [4, c.37]. Таким образом, в раннем возрасте ребенок овладевает элементарными трудовыми действиями и навыками самообслуживания, что приводит к расширению сферы самостоятельности ребенка, при правильном воспитании у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности, в выполнении определенных гигиенических процедур, ребенок начинает осознавать результаты своих трудовых действий, появляется способность планирования и контроля своей деятельности. Все это происходит только благодаря совместной деятельности ребенка со взрослыми. Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы. Список литературы:
|