Занятие-наблюдение-труд (зима) «Не мешайте мне трудиться…»
Цели: формировать представления детей об особенностях дерева и растений, что у дерева есть не только ствол, ветви и листья, но еще есть корни, за счет которых они живут; что деревья зимой «спят»; воспитывать эмоционально-положительное отношение, сочувствие к деревьям и птицам, желание облегчить им зимнее существование; дать представление, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, а птицы умереть от голода, поэтому о них надо заботиться; использовать различные анализаторы: тактильные ощущения, зрительный, запах, звуки; прививать любовь к природе, умение видеть красоту зимнего убранства.
Предварительная работа: наблюдения и беседы на прогулке, экскурсии в парк; труд на участке; заучивание стихов; чтение художественной литературы. Работа с родителями: совместное изготовление кормушек для птиц, с последующей выставкой; изготовление родителями лопаток и метелок для работы со снегом. Ход занятия. В о с п и т а т е л ь.. Ребята, на нашем участке много различных деревьев, попробуйте мне рассказать о них по особым отличительным признакам. Дети называют деревья по отличительным признакам: береза – белый ствол, рябина – красные ягоды, клен – семена-вертушки, ель – хвоя и т.д. В о с п и т а т е л ь. Молодцы, а теперь я предлагаю вам потрогать ветви, прижаться к стволам, понюхать, особенно ель, какие ощущения вы получите.
Дети тактильно обследуют близко стоящие деревья, особое внимание уделяют елям. В о с п и т а т е л ь. Что вы узнали нового о дереве? Д е т и. Ствол шершавый, кора на ветках гладкая, семена летят и кружатся, а иголки колются. В о с п и т а т е л ь. Ребята, а каких деревьев у нас больше всех? (Елей) А вам они нравятся и чем? Д е т и. Они красивые, высокие и зеленые. Напоминают Новый год. В о с п и т а т е л ь. Все наверное понюхали ель, как она ароматно пахнет смолой, этим ароматом очень полезно дышать. Закройте глаза и глубоко подышите. Дети выполняют дыхательную гимнастику. В о с п и т а т е л ь. Кто знает стихотворения о деревьях. Д е т и. Елочки – девчонки Все знают, что у елки Разыгрались в прятки, Не листья, а иголки, Схоронясь под снегом И так же как она Лишь шуршат украдкой С иголками сосна. Лия Мишина А. Хребтюгов
Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки. А. Хребтюгов В о с п и т а т е л ь. Ребята, почему вы так тепло одеты? Д е т и. Потому, что на улице холодно. Зима. В о с п и т а т е л ь. Зимой деревьям тоже холодно, они могут замерзнуть и погибнуть. Чтобы этого не случилось, люди стараются помочь деревьям, приваливают снег к стволам. Стряхивают снег с веток, чтобы они не поломались. Я тоже предлагаю вам помочь деревьям нашего участка. Давайте присыпим снег к стволам деревьев вот таким образом (показ). Дети выполняют трудовые поручения вместе с воспитателем. Воспитатель предупреждает, что присыпать нужно осторожно, не повреждая ствол дерева лопатой.
В о с п и т а т е л ь. Молодцы, как вы думаете, замерзнут ли теперь деревья? Д е т и. Нет мы укрыли их корни снежным покрывалом. В о с п и т а т е л ь. Зимой деревья крепко спят, а весной проснуться и скажут нам спасибо. А теперь предлагаю поводить хоровод вокруг елочки и спеть ей песенку «Маленькой елочке холодно зимой» Дети водят хоровод и поют песенку «Маленькой елочке холодно зимой» В о с п и т а т е л ь. Ребята, мы помогли деревьям, а как птицам помочь? Д е т и. Нужно повесить кормушки и покормить их. В о с п и т а т е л ь. Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо. Не богаты их корма, горсть зерна нужна. Горсть зерна – и не страшна будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло. Разве можно забыть – улететь могли, А остались зимовать заодно с людьми. Приучите птиц в мороз к своему окну, Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну! А. Яшина В о с п и т а т е л ь. Так мы и поступим, вы и ваши родители постарались и сделали много разных кормушек. Я вам помогу их развесить. Ребята, а что дальше будем делать? Д е т и. Положим в них корм: семечки, хлебные крошки, сало и т.д. В о с п и т а т е л ь. Много дел мы сегодня сделали, но мы тоже должны отдыхать, я предлагаю поиграть в игру «Свисток». Цель игры: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции; желание играть в коллективе сверстников. Описание игры: на одно из деревьев вешается свисток. Игроки стараются незаметно пробраться к свистку. За ними следит водящий, пока он не видит, игроки двигаются, водящий поворачивается, игроки замирают. Кого водящий замечает в движении, тот выбывает из игры, выигрывает тот, кто свиснет в свисток.
|