Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НООД по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группы на тему: «Терпенье и труд – все перетрут».
Труд
Автор: Татьяна Бадаева   
18.06.2014 22:25

Конспект НООД по формированию целостной картины мира в подготовительной к  школе группы на тему: «Терпенье и труд – все перетрут».МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13» г. Сергиев Посад
Составила: воспитатель Бадаева Татьяна Юрьевна 2014 год
Тема: «Терпенье и труд все перетрут»
Программное содержание:
1. Воспитывать уважение к труду людей, трудолюбие, отзывчивость, гордость за мастерство нашего народа.
2. Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности (трудолюбие и лень) и нравственного самосознания (добросовестность, благожелательность).
3. Углублять знания детей о декоративно-прикладных промыслах (дымковская и богородская игрушки, хохлома, гжель).
4. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой.
5. Развивать умение воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира; мышление, внимание, речь
Предварительная работа:
Беседы с детьми об истории возникновения и производства декоративно-прикладных ремесел, «Трудолюбие и лень»,  «Когда бывает скучно»; заучивание стихотворений о декоративно-прикладных искусствах, пословиц о труде; чтение художественной литературы: «Приглашение к труду» Я. К. Грот, «Трудолюбивый и ленивый брат», «Без чего не проживешь?» С Сапожникова, «Лентяй и солнце» В. Сухомлинский.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Используемый материал: игра «Собери картинку », иллюстрации с инструментами для изготовления богородской игрушки, дымковской игрушки, хохломы и гжели, стихотворение С. Сапожникова «Без чего не проживешь?»  мольберт (2шт.), фланелеграф (2шт), богородские и дымковские игрушки, хохлома и гжель, глина, бревно липы, платки, ленты, баранки, русский народный костюм, магнитофон, аудиозапись русской народной песни «Ярмарка».
Ход НООД
Дети заходят в группу, встают полукругом. Здороваются с гостями.
Звучит песня  «Ярмарка» (народная).
Воспитатель: Это что за чудеса
Слышу звуки я  друзья
Посмотрите, оглянитесь
Вдруг здесь что-то изменилось?
Дети: Здесь ярмарка.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (Объяснения детей).
Воспитатель: Правильно. Это площадь, на которую приезжают мастера со своим товаром и продают его с песнями, играми, плясками.  А вы хотите побывать на ярмарке?
Дети: Да.
Воспитатель: Нам на ярмарку друзья
Надо бы сходить
Разглядеть товар умельцев
Кое-что купить.

(Воспитатель замечает грустного ребенка)

Что ж Данилка ты не весел

Что ж ты нос то свой повесил?

Ребенок: Сотворить хотел я чудо

Сделать что-нибудь для вас

Принимался за работу

Я конечно же не раз

Было много неудач

Пробовал и так и сяк

Ничего не получалось

В этих маленьких руках.

Воспитатель: Данечка, ты не грусти

С нами на ярмарку

Ты поспеши

Как трудились мастера

Тебе расскажет детвора.

(Дети и воспитатель подходят к 1 столу – выставка гжели)

Воспитатель: Ребята, что стоит на столе?

Дети: На столе стоит гжельская посуда.

Воспитатель: Как появилась эта посуда нам расскажет (имя ребенка).

1. Рассказ ребенка о  возникновении гжели.

Недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые мастера. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее посуду разную, необычную. Они не только лепили, но и расписывали ее синей краской разных оттенков.

Воспитатель: А как делали гжельскую посуду нам расскажет (имя ребенка).

2. Рассказ ребенка о технологии производства.

Сначала глину очищают, добавляют в нее воду. Когда она станет похожа  на густое молоко, ее заливают в специальные формы. Потом изделия сушат. После сушки смотрят, чтобы на изделии не было трещин. А если трещины есть их промазывают мокрой тряпочкой.  Затем изделие ставят в печь. Далее его расписывают точками и прямыми линиями, бордюрами, капельками, цветами и птицами.

Воспитатель: Ребята, нам сейчас (имя ребенка) прочитает замечательное стихотворение о гжели.

3. Стихотворение о гжели.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая гжель..

Воспитатель: Ребята, как вы думаете легко или сложно делать такую посуду? (Ответы детей). А почему вы так думаете?.

Воспитатель: А какие вы знаете пословицы о труде? (Ответы детей).

Кто не работает, тот не ест.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.  (Объяснения детей).

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Терпенье и труд все перетрут.    (Объяснения детей).

Глаза страшатся, а руки делают.

Ребенок: Да дело мастера боится

Но для того, чтобы трудиться

Надо очень много знать

И знания свои

Умело применять.

Воспитатель: Молодец Данила. Ты все правильно понял.

(Дети и воспитатель подходят ко  2 столу –выставка дымковской игрушки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые, яркие игрушки.  Скажите, пожалуйста, а как называются эти игрушки?

Дети: Эти игрушки называются дымковскими.

Воспитатель: Правильно. О том как появились эти игрушки нам расскажет (имя ребенка).

1. Рассказ ребенка о  возникновении дымковской игрушки.

В селе Дымково живут замечательные умельцы, которые делают из глины забавные, очень яркие и радостные игрушки. Они давно украшают праздники и ярмарки. Изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. Их лепили и дети, и взрослые. В летние месяцы заготавливали глину, а зимой лепили игрушки.

Воспитатель: А как делают эти яркие, красивые игрушки нам расскажет (имя ребенка).

2. Рассказ ребенка о технологии производства.

Красную мягкую глину смешивают с мелким просеянным песком, мнут и лепят из нее фигурку. Чтобы игрушка была гладкой, ее заглаживают мокрой тряпкой. Потом два – три дня игрушки подсыхают в комнате.  Затем их обжигают в печах.  Игрушки становятся твердыми. Когда фигурки остынут, их обмакивают в смесь молока и мела, а затем их расписывают разноцветными красками. Используют красный, желтый, синий, зеленый, черный цвета.  Узор составляют из точек, кругов, прямых и волнистых линий.

Воспитатель: Ребята, (имя ребенка) знает стихотворение о дымковской игрушке, которое нам сейчас прочитает.

3. Стихотворение о дымковской игрушке.

Посмотри, как хороша эта девица – душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива

Как лебедушка плывет песню тихую поет.

Танец «Дымковская игрушка».

Воспитатель: Молодцы. Хорошо все станцевали. Дальше нам идти пора.

(Дети и воспитатель подходят к 3 столу – выставка хохломы)

Воспитатель: О том как появилась эта замечательная посуда нам расскажет (имя ренка).

1. Рассказ ребенка о  возникновении хохломы.

Свое название промысел получил от торгового села Хохлома. Мастера, которые жили рядом с ним, возили туда для продажи сделанную ими расписную деревянную посуду, да необычную. Богатые люди в те времена ели из золотой и серебряной посуды. У бедных на нее денег не было. Вот и придумали они расписывать деревянные изделия, так чтоб они стали похожи на золотые

Воспитатель: А как делают эту красивую посуду нам расскажет (имя ребенка).

2. Рассказ ребенка о технологии производства.

Изделия сначала вытачивают из дерева.  Замазывают его разведенной в воде глиной. После высыхания натирают льняным маслом.  Изделие становится гладким и блестящим. Затем его ставят в печь.  А когда оно высохнет смазывают изделие специальным раствором несколько раз. Потом натирают изделие металлическим порошком – алюминием  и рисуют на нем ягоды, листья, цветы, травку, завитки.  Когда роспись закончена, изделия ставят в печь, а потом смазывают лаком и снова ставят в печь. От жара посуда меняет свой цвет и становится золотой.

Воспитатель: Ребята, нам сейчас (имя ребенка) прочитает замечательное стихотворение о хохломе.

3. Стихотворение о хохломе.

Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя хохлома!

Воспитатель: А на ярмарке на нашей

Разрешается играть

Подходи честной народ

Разбирай картинки

Слушай правило, дружок,

Выполняй активно.

Игра «Собери картинку»

Разрезные картинки гжели и хохломы. Дети берут часть картинки и собирают на фланелеграфе целую картинку.

Ребенок: Мои милые друзья

Посмотрите – ка сюда

Много здесь игрушек разных

Разбегаются глаза

Как их делают скорее

Расскажите, детвора!

(Дети и воспитатель подходят к 4 столу – выставка богородской игрушки)

Воспитатель: Хорошо, Данила, ребята тебе расскажут как делают богородскую игрушку, но сначала послушай историю о том как она появилась, которую нам расскажет (имя ребенка).

1. Рассказ ребенка о  возникновении богородской игрушки.

В маленькой деревеньки, рядом с Сергиевом - Посадом жила бедная семья и было у них много детей. Решила мама сделать им куклу.  Вырезала она из бревнышка игрушку.  Поиграли дети куклой, а потом он6а им надоела. Отец отвез ее на ярмарку. Деревянную игрушку купили и еще заказали. Так и появилась богородская игрушка.

Воспитатель: О том как делают богородскую игрушку нам расскажет (имя ребенка).

2. Рассказ ребенка о технологии производства.

Делают богородскую игрушку из мягкого дерева липы. Сначала бревна хорошо просушивают. Затем заготовку игрушки вырубают топором, а потом острым специальным ножом выполняется резьба. Большая часть богородских игрушек не раскрашивается, а некоторые из них могут двигаться.

Воспитатель: Сейчас нам (имя ребенка) прочитает стихотворение о богородской игрушке.

3. Стихотворение о богородской игрушке.

«Богородская игрушка».

О. Киселева (Сергиев Посад)

Богородская игрушка – деревянная зверюшка.

Мишка, зайка, петушок – полюбуйся – ка дружок!

Мастера взялись за дело –

Вырежут из липы белой

Или мишку – кузнеца

Или в пляске удальца!

Под ноги ложится стружка.

Вот и курочки – подружки

Весело зерно клюют –

С ними радость и уют.

Воспитатель: Рассмотрели много мы изделий

А теперь, друзья, пришла пора

Рассказать Данилке нашему

Какие в России живут мастера.

Словесная игра «Какой мастер?»

Дети подбирают прилагательные к слову мастер.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста как вы понимаете пословицу:

«Ремесло пить – есть не просит, а хлеб приносит». (Ответы детей).

Воспитатель: А сейчас, ребята,  (имя ребенка) нам прочитает стихотворение

С. Сапожниковой «Без чего не проживешь?»

Воспитатель: На ярмарке все мы друзья побывали

О многом Данилке вы все рассказали.

Что вам запомнилось? (Подведение итогов)

Воспитатель: Богат умельцами

Наш край родной.

Дети: Труд мастеров мы уважаем

Вам сейчас мы обещаем

Что будем учиться, и будем трудиться

И никогда, никогда мы не будем лениться!

Воспитатель: Наши дети трудолюбивы, и изготовили для гостей сувениры, которые Вам сейчас и подарят.

Используемая литература.

1. Народное искусство в воспитании дошкольников: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России,2006. – 256с.

2. Бойчук И. А, Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. – СПб.; ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 416с.

3. Шевченко Л. А. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей.

Книга 2. Хорошо – плохо. Под ред. Л. Н. Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.; Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. – 96с.

4. Альбом «Народные художественные промыслы России» Сост. Антонов В. П.

М.: 1998.

5. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970.

6. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVII – XX веков. – М., 1960.

7. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 415с.

8. Князева О. Л., Маханева М. Д.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158с. ил./ (Серия: «Из опыта педагога»)

9. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. учреждений/ Г. С. Швайко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 175с.: ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год