Конспект НООД по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группы на тему: «Терпенье и труд – все перетрут». |
Труд | |||
Автор: Татьяна Бадаева | |||
18.06.2014 22:25 | |||
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13» г. Сергиев Посад (Воспитатель замечает грустного ребенка) Что ж Данилка ты не весел Что ж ты нос то свой повесил? Ребенок: Сотворить хотел я чудо Сделать что-нибудь для вас Принимался за работу Я конечно же не раз Было много неудач Пробовал и так и сяк Ничего не получалось В этих маленьких руках. Воспитатель: Данечка, ты не грусти С нами на ярмарку Ты поспеши Как трудились мастера Тебе расскажет детвора. (Дети и воспитатель подходят к 1 столу – выставка гжели) Воспитатель: Ребята, что стоит на столе? Дети: На столе стоит гжельская посуда. Воспитатель: Как появилась эта посуда нам расскажет (имя ребенка). 1. Рассказ ребенка о возникновении гжели. Недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые мастера. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее посуду разную, необычную. Они не только лепили, но и расписывали ее синей краской разных оттенков. Воспитатель: А как делали гжельскую посуду нам расскажет (имя ребенка). 2. Рассказ ребенка о технологии производства. Сначала глину очищают, добавляют в нее воду. Когда она станет похожа на густое молоко, ее заливают в специальные формы. Потом изделия сушат. После сушки смотрят, чтобы на изделии не было трещин. А если трещины есть их промазывают мокрой тряпочкой. Затем изделие ставят в печь. Далее его расписывают точками и прямыми линиями, бордюрами, капельками, цветами и птицами. Воспитатель: Ребята, нам сейчас (имя ребенка) прочитает замечательное стихотворение о гжели. 3. Стихотворение о гжели. Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых, Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых. Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье Русская звонкая гжель.. Воспитатель: Ребята, как вы думаете легко или сложно делать такую посуду? (Ответы детей). А почему вы так думаете?. Воспитатель: А какие вы знаете пословицы о труде? (Ответы детей). Кто не работает, тот не ест. Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Объяснения детей). Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья. Терпенье и труд все перетрут. (Объяснения детей). Глаза страшатся, а руки делают. Ребенок: Да дело мастера боится Но для того, чтобы трудиться Надо очень много знать И знания свои Умело применять. Воспитатель: Молодец Данила. Ты все правильно понял. (Дети и воспитатель подходят ко 2 столу –выставка дымковской игрушки) Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые, яркие игрушки. Скажите, пожалуйста, а как называются эти игрушки? Дети: Эти игрушки называются дымковскими. Воспитатель: Правильно. О том как появились эти игрушки нам расскажет (имя ребенка). 1. Рассказ ребенка о возникновении дымковской игрушки. В селе Дымково живут замечательные умельцы, которые делают из глины забавные, очень яркие и радостные игрушки. Они давно украшают праздники и ярмарки. Изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. Их лепили и дети, и взрослые. В летние месяцы заготавливали глину, а зимой лепили игрушки. Воспитатель: А как делают эти яркие, красивые игрушки нам расскажет (имя ребенка). 2. Рассказ ребенка о технологии производства. Красную мягкую глину смешивают с мелким просеянным песком, мнут и лепят из нее фигурку. Чтобы игрушка была гладкой, ее заглаживают мокрой тряпкой. Потом два – три дня игрушки подсыхают в комнате. Затем их обжигают в печах. Игрушки становятся твердыми. Когда фигурки остынут, их обмакивают в смесь молока и мела, а затем их расписывают разноцветными красками. Используют красный, желтый, синий, зеленый, черный цвета. Узор составляют из точек, кругов, прямых и волнистых линий. Воспитатель: Ребята, (имя ребенка) знает стихотворение о дымковской игрушке, которое нам сейчас прочитает. 3. Стихотворение о дымковской игрушке. Посмотри, как хороша эта девица – душа. Щечки алые горят, удивительный наряд: Сидит кокошник горделиво. Барышня так красива Как лебедушка плывет песню тихую поет. Танец «Дымковская игрушка». Воспитатель: Молодцы. Хорошо все станцевали. Дальше нам идти пора. (Дети и воспитатель подходят к 3 столу – выставка хохломы) Воспитатель: О том как появилась эта замечательная посуда нам расскажет (имя ренка). 1. Рассказ ребенка о возникновении хохломы. Свое название промысел получил от торгового села Хохлома. Мастера, которые жили рядом с ним, возили туда для продажи сделанную ими расписную деревянную посуду, да необычную. Богатые люди в те времена ели из золотой и серебряной посуды. У бедных на нее денег не было. Вот и придумали они расписывать деревянные изделия, так чтоб они стали похожи на золотые Воспитатель: А как делают эту красивую посуду нам расскажет (имя ребенка). 2. Рассказ ребенка о технологии производства. Изделия сначала вытачивают из дерева. Замазывают его разведенной в воде глиной. После высыхания натирают льняным маслом. Изделие становится гладким и блестящим. Затем его ставят в печь. А когда оно высохнет смазывают изделие специальным раствором несколько раз. Потом натирают изделие металлическим порошком – алюминием и рисуют на нем ягоды, листья, цветы, травку, завитки. Когда роспись закончена, изделия ставят в печь, а потом смазывают лаком и снова ставят в печь. От жара посуда меняет свой цвет и становится золотой. Воспитатель: Ребята, нам сейчас (имя ребенка) прочитает замечательное стихотворение о хохломе. 3. Стихотворение о хохломе. Хохлома ты моя золотая, Твой характер цветист без прикрас, Над Россией жар-птицей взлетая, Ты волнуешь придирчивый взгляд. Чтоб светлели суровые лица, Украшай вдохновенно дома, Чудодействуй в веках, мастерица, Золотая моя хохлома! Воспитатель: А на ярмарке на нашей Разрешается играть Подходи честной народ Разбирай картинки Слушай правило, дружок, Выполняй активно. Игра «Собери картинку» Разрезные картинки гжели и хохломы. Дети берут часть картинки и собирают на фланелеграфе целую картинку. Ребенок: Мои милые друзья Посмотрите – ка сюда Много здесь игрушек разных Разбегаются глаза Как их делают скорее Расскажите, детвора! (Дети и воспитатель подходят к 4 столу – выставка богородской игрушки) Воспитатель: Хорошо, Данила, ребята тебе расскажут как делают богородскую игрушку, но сначала послушай историю о том как она появилась, которую нам расскажет (имя ребенка). 1. Рассказ ребенка о возникновении богородской игрушки. В маленькой деревеньки, рядом с Сергиевом - Посадом жила бедная семья и было у них много детей. Решила мама сделать им куклу. Вырезала она из бревнышка игрушку. Поиграли дети куклой, а потом он6а им надоела. Отец отвез ее на ярмарку. Деревянную игрушку купили и еще заказали. Так и появилась богородская игрушка. Воспитатель: О том как делают богородскую игрушку нам расскажет (имя ребенка). 2. Рассказ ребенка о технологии производства. Делают богородскую игрушку из мягкого дерева липы. Сначала бревна хорошо просушивают. Затем заготовку игрушки вырубают топором, а потом острым специальным ножом выполняется резьба. Большая часть богородских игрушек не раскрашивается, а некоторые из них могут двигаться. Воспитатель: Сейчас нам (имя ребенка) прочитает стихотворение о богородской игрушке. 3. Стихотворение о богородской игрушке. «Богородская игрушка». О. Киселева (Сергиев Посад) Богородская игрушка – деревянная зверюшка. Мишка, зайка, петушок – полюбуйся – ка дружок! Мастера взялись за дело – Вырежут из липы белой Или мишку – кузнеца Или в пляске удальца! Под ноги ложится стружка. Вот и курочки – подружки Весело зерно клюют – С ними радость и уют. Воспитатель: Рассмотрели много мы изделий А теперь, друзья, пришла пора Рассказать Данилке нашему Какие в России живут мастера. Словесная игра «Какой мастер?» Дети подбирают прилагательные к слову мастер. Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста как вы понимаете пословицу: «Ремесло пить – есть не просит, а хлеб приносит». (Ответы детей). Воспитатель: А сейчас, ребята, (имя ребенка) нам прочитает стихотворение С. Сапожниковой «Без чего не проживешь?» Воспитатель: На ярмарке все мы друзья побывали О многом Данилке вы все рассказали. Что вам запомнилось? (Подведение итогов) Воспитатель: Богат умельцами Наш край родной. Дети: Труд мастеров мы уважаем Вам сейчас мы обещаем Что будем учиться, и будем трудиться И никогда, никогда мы не будем лениться! Воспитатель: Наши дети трудолюбивы, и изготовили для гостей сувениры, которые Вам сейчас и подарят. Используемая литература. 1. Народное искусство в воспитании дошкольников: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России,2006. – 256с. 2. Бойчук И. А, Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. – СПб.; ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 416с. 3. Шевченко Л. А. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо – плохо. Под ред. Л. Н. Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.; Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. – 96с. 4. Альбом «Народные художественные промыслы России» Сост. Антонов В. П. М.: 1998. 5. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970. 6. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVII – XX веков. – М., 1960. 7. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 415с. 8. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158с. ил./ (Серия: «Из опыта педагога») 9. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. учреждений/ Г. С. Швайко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 175с.: ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений)
|