Игры на развитие логических способностей |
Тесты, Игры, Головоломки, Фокусы | |||
Автор: Ташпаева Дания Даниловна | |||
15.10.2016 13:27 | |||
Игры на развитие логических способностей Ташпаева Дания Даниловна МАДОУ «Золушка» Воспитатель Г. Когалым, ХМАО Пояснительная записка Дидактические игры можно условно разделить на несколько стадий. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Все д/и можно разделить на три основных вида: игры с предметами; настольно-печатные и словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки, сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях др. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:
«Разложи предметы» Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки. Ход игры: Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые». «Летает – не летает» Ход игры: Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает». Игру можно проводить на прогулке. «Съедобное – не съедобное» Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное». «Будь внимательным» Ход игры: Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов. 2. Игры на формирование умений выполнять систематизацию. «Новоселье у матрешек» Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак. Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры. Игра «Что тяжелее?» Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов. Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее пальто, осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т.д. По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?». 3. Игры на формирование количественных представлений. Загадки: 1. На крыльце сидит щенок, 2. Ежик по лесу шел, 3. Карандаш один у Миши 4. Гуляет в джунглях старый слон, 5. Под кустами у реки 6. Два щенка – боловника Вместе будет веселей. Сколько же всего друзей? 7. Я рисую кошкин дом: Посчитай окошки 8. У домика утром Сколько у домика зайцев сидит? 4. Игры на формирование умений устанавливать причинно – следственные связи и зависимости. Игра «Угадай-ка: плывет – тонет?» Ход игры: Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Педагог называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений педагог организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему? Рассказы – загадки. «Что было ночью?» «В д.с воспитатель подошел к окну и сказал: «дети, посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?». «Дождливая погода» «Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?». «Не покатались» «Два друга – Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?». Продолжи предложения:
Логические задания в стихах Правила игры: прочитать стихотворение ребенку не до конца, а до места, где требуется разрешить сложную ситуацию. Пусть он предложит свой вариант решения. Р.Сеф Сахар Белый сахар-рафинад, - Я алмазу – друг и брат. И растаял твердый сахар Сняли рыжую рубашку, (Почему все заплакали?) Вот как мы вчера на кухне А.Тихоненко Горе - У меня большое горе: И нельзя гонять мне мяч! Я сегодня в новых брюках!
|