Методика работы с игрой – головоломкой «Танграм» в ДОУ |
Тесты, Игры, Головоломки, Фокусы | |||
Автор: Сергеева Юлия Борисовна, Дмитриева Людмила Сергеевна | |||
18.08.2020 12:30 | |||
Методика работы с игрой – головоломкой «Танграм» в ДОУ «Танграм» в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Этой игре более трех тысяч лет, и пришла она к нам из Китая. Легенда гласит, что у немолодого китайского императора родился наследник и император призвал к себе трех мудрецов математика, философа, художника. И повелел им придумать игру, забавляясь с которой его сын постиг бы начало математики, научился бы смотреть на окружающий мир глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых. Так и появилась эта игра танграм.
Что же такое танграм – это геометрическая головоломка, которая состоит из плоскостных геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей. Два больших треугольника, один средний, два маленьких треугольника, и два четырёхугольника – квадрат и параллелограмм. Эти фигуры складываются определенным образом для получения другой более сложной фигуры, изображающей людей, животных, птиц, транспорт и т.д. Фигура которую необходимо получить чаще всего задается в виде силуэта или внешнего контура. Для решения этой головоломки необходимо соблюдать два условия:
Играть с танграмом можно начинать уже с детьми 3-4 лет. Для начала ребенок знакомиться с игрой. На первом этапе дети узнают или закрепляют знания о форме, размере. Они могут потрогать и понять, что у фигуры могут быть углы, стороны. Что одна сторона может быть длинее, другая короче. Что у одной фигуры может быть больше углов, у другой – меньше и т.д. Затем необходимо научить ребенка составлять простейшие фигуры, состоящие из 2-3 элементов: домик, елочка, парусник, большой квадрат и т.д. Дальнейшее освоение игры танграм проходит в четыре этапа. I этап – это составление фигур методом наложения на схему. Для ребенка 3-5 лет будет достаточно сложным заданием наложить фигуры танграма на схему. Так как ему придется сопоставить размер, форму, да и просто точно наложить фигуру танграма на образец – подсказку не так-то легко, как кажется на первый взгляд. На этом этапе размер фигур на схеме должен соответствовать размеру фигур танграма. Схем танграма очень много – это и люди и птицы и животные. Выложив с ребенком фигуру можно поговорить кто или что у него получилось. Если например это птица – какая это птица, где она живет, чем питается, как называют птенцов и т.д. тем самым мы интегрируем образовательные области. Достаточно дать 2-3 таких задания, и если ребенок легко с ним справляется, переходить к более сложным. II этап – это составление фигур танграма по образцу. На втором этапе ребенку дается образец объекта, и он должен выложить фигуру рядом, на столе. При этом размер фигур на карточке может не соответствовать реальным размерам деталям танграма. Как только ребенку легко будет справляться с такими заданиями можно переходить к следующему этапу. III этап – составление фигур по контурному изображению или силуэту. Это задание для детей 6-7 лет. Собственно здесь танграм становится игрой – головоломкой. Ребенку предлагают сложить модель по её контуру, силуэту. Несмотря на кажущуюся легкость, это задание очень не простое. Поэтому на первом этапе можно предложить ребенку схему в реальную величину. Здесь ребенку тоже придется сопоставить форму, размер, положение фигур, чтобы прийти к правильному результату. IV этап – составление фигур по собственному замыслу. На этом этапе ребенок сам придумывает фигуры для составления, что очень хорошо развивает его воображение. Дети могут придумывать сказку, иллюстрировать стихотворения, составлять рассказ и т.д. С помощью танграма можно составлять и соответственно изучать буквы, цифры их написание, что является профилактикой дисграфии. Подведем итог: занятия с танграмом в ненавязчивой игровой форме развивают пространственное мышление, формируют понятия формы, улучшают внимание, воображение, развивают способность «читать» схему – инструкцию, учат визуально делить целый объект на части, помогают развивать мелкую моторику. При этом многообразие схем помогает поддерживать интерес ребенка.
|