Знакомство дошкольников с русской народной песней. Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась с самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Прилетели утки – уронили дудки. Прилетели гуси – уронили гусли. Их порою вешней нашли, не удивились. Ну а песня? С песней на Руси родились. (Серебряков) В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды, красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами, сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Песни повествуют о покорении человеком сил природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных героях. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.
Скачать музыку к презентации, Слайд 7
Скачать музыку к презентации, Слайд 6
Скачать музыку к презентации
Скачать презентацию
Жизнь человека немыслима без песни. Рождаясь, ребенок слышит колыбельные, пестушки от своей матери; подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, и даже сами складывают их. Труд взрослого находит отражение в трудовых и обрядовых песнях. Лирические, величальные, песни-плачи сопровождают быт народа, его будни и праздники; царская солдатчина порождает рекрутские песни; бурные исторические и политические события рождают свои... Многожанровость русской народной песни дает большой простор для творческого применения этого материала в практике. О значении русского фольклора в развитии ребенка много написано и сказано. Я поделюсь с вами тем, как мы используем русское народное песенное творчество в работе с детьми. Уже с младшего возраста мы знакомим детей с русской народной музыкой, используя детский песенный фольклор: колыбельные, пестушки, потешки. «где же, где же наши ручки?»; «ладушки-ладошки, звонкие хлопошки»; «где же наши ушки? слушают пестушки. Где же наши глазки? глазки смотрят сказки» . Под русские народные мелодии исполняем плясочки; учимся различать колыбельную и плясовую. Во второй младшей группе сравниваем музыку по типу контрастного сопоставления: колыбельная – плясовая, плясовая – хороводная. В средней группе продолжаем различать характер народных песен; учим высказываться, обогащая словарь детей прилагательными и образными выражениями. Знакомим детей с разновидностями колыбельной песни. Колыбельные – заговоры - пожелания сна и роста, счастья и достатка «спи по ночам, расти по часам». Колыбельные – обращения к животным и птицам с просьбой укачать ребенка «лю-ли, лю-ли, прилетайте гули»; «уж ты, котенька-коток, приди котик ночевать нашу детку покачать». Колыбельные - сказки - с мифологическими персонажами «ходит Сон по лавочке в голубой рубашечке» «ты усни, Угомон тебя возьми». Устрашающие колыбельные «бай, бай придет дед Харыбай, скажет: Машу мне отдай»; «придет серенький волчок и утащит за бочок». Колыбельные – подарки «бай качи, качи, качи в головах-то калачи, в ручках прянички, в ножках яблочки». знакомим с жанром частушки. В старшей группе к перечисленному выше добавляется знакомство с календарными песнями: закличками «дождик лей, на меня и на людей, поливай мои бобы, в лесу ягоды, грибы»; «весна, весна красная, приди весна с радостью»; «морозушка-мороз, не тяни домой за нос, не стучи, не балуй, иди окна разрисуй». приговорками «божья коровочка, полети на облачко, принеси нам хлеба, плюшек, сушек, сладких ватрушек». колядками «уж я сяду на порог, дай лепешку и пирог, чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились, чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились» и потешным фольклором: прибаутками, небылицами «как у наших, у ворот муха песенки поет»; «я с комариком плясала». дразнилками «рева-корова дай молока, сколько стоит? три пятака» В подготовительной к школе группе происходит углубление знаний о разновидностях народных песен: хороводных, плясовых, колыбельных; знакомим с трудовыми песнями, обрядовыми календарными и обрядовыми семейно-бытовыми. Знакомство с песней происходит согласно народному календарю и соответствующими ему праздниками. К каждой из групп я использую дифференцированный подход (в фольклорной группе песенный материал изучается углубленно и расширенно, в остальных более поверхностно). Русские народные песни применяем во всех видах музыкальной деятельности: слушаем, поем, подыгрываем на музыкальных инструментах, используем для сопровождения плясок и хороводов. Отдельные песни очень удобны для инсценировок, т.к. имеют сюжет, развивающийся на протяжении всего произведения: «как на тоненький ледок» «как вставала я ранешенько» «вдоль по улице метелица метет» «где был Иванушка» и др. Некоторые песни используются как зачин к подвижным играм: «ходит Васька беленький» «со вьюном я хожу» Полученные знания используем на фольклорных развлечениях и праздниках. Также в работе с детьми используем современные авторские песни, написанные в народном стиле. Они становятся ярким украшением праздников и являются связью между современностью и прошлым нашей страны. Использование русских народных песен знакомит детей с обычаями и традициями, с прошлым нашей страны; расширяет кругозор; обогащает духовный мир ребенка; развивает голосовые данные и певческие умения; способствует развитию речи ребенка. Русские народные песни являются незаменимым средством нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения.
|