Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность. Кальчик Лариса Александровна Педагог МБДОУ №26 «Солнышко» Общеразвивающего вида г.Старый Оскол. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А.М.Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Дошкольное учреждение – это осознание взрослыми своих возможностей, своих способов работы с детьми, отношения к ребёнку и глубокое чувство общности своей и детской жизни. Чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности. Каждый человек использует собственную творческую деятельность для того, чтобы отдохнуть, получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд вдохновения. Творческая деятельность детей как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желаемому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Развитие творческого потенциала ребёнка – это длительный процесс, который направлен на формирование его личности в целом. Досуг – это явление довольно необычное, загадочное и, несомненно, чарующее. Его ждут все люди, независимо от пола, возраста, национальности, мировоззрения и вероисповедания. Праздники – неотъемлемый элемент культуры народа. Они – итог какого-то периода, цикла, этапа жизнедеятельности людей и одновременно определенный стимул и надежда успеха дел будущих. Праздники несут большую эмоциональную воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. В моей практике накоплен опыт организации различных видов праздников, развлечений, досугов, музыкально-литературных концертов, инсценировок, зрелищ, спортивных развлечений, концертов детской художественной самодеятельности. Которые имеют свои традиции, проходят живо, интересно, оригинально. Радость ребёнка, получившего игрушку от Деда Мороза, радость от встречи с друзьями. Конечно, чтобы доставить радость близким, совсем не обязательно дожидаться праздника «официального», можно сделать праздник самим. Обряды и праздники обеспечивают широкую возможность общения и являются одним их видов духовного творчества людей. В своей деятельности мы рассматриваем данную проблему на материале праздничной культуры, т.е. знакомим детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Праздник - это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Особое значение праздник имеет для ребёнка. К.Д.Ушинский отмечал: праздник для ребёнка совсем не то, что для взрослых. Он подчёркивал: ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!.. Досуговая деятельность в детском саду – важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определённый итог педагогической работы. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы ни кто не был пассивным созерцателем. Педагог даёт выход детским стремлениям, способствует удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Это способствует социализации ребёнка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа. Как же дети любят выступать на праздниках, я стараюсь, что бы все дети могли выступить на празднике, это достигается тем, что часть песен, плясок, хороводов исполняются коллективно. Помимо этого каждый ребёнок выступает индивидуально или с группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребёнку предоставляется возможность проявить свои личные творческие способности. При организации детских праздников соблюдались принципы, характерные для русского досуга, – это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние общей гармонии. Особенно важно то, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребёнка. В первую очередь продумывалась программа. В её составлении принимали участие и дети. Воспитатели не только хорошо знают программу. Но и быстро реагируют на неожиданные случайные изменения. Праздники проводятся в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы – всё это утомляет ребят, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки. Роль ведущего на празднике, концерте очень велика. Именно он объединял детей взрослых, создает хорошее настроение, а для этого необходимо быстро реагировать на происходящее. Ведущий должен обладать хорошей литературной речью. Уметь шутить и, что особенно важно, был эмоциональным, находчивым, искренним, естественным и жизнерадостным. При обсуждении сценария определяется роль каждого персонажа, его обязанности, назначаются ответственные за переодевания детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т.д. Я сома на каждом празднике играю какую-либо роль, в этом помог опыт многолетней работы в любительском народном театре, а так же обучение в Белгородском Государственном Институте Искусства и Культуры на факультете режиссуры и актерского мастерства. Смотрю, какие задачи в празднике ставятся, какие условия есть, и отсюда выбираю игры того игрового принципа, который здесь более важен и более нужен. Без игры нет настоящего праздника. Хороший праздник подобен костру, а дети с их радостными чувствами – как искры. Но так как любое дошкольное учреждение является образовательным, то следует проводить много развлечений, которые строятся на интеллектуальном содержании. Одним из таких развлечений являются развлечения, содержащие дидактический материал. Это игры-соревнования, игры-шоу, математические многоборья, игры-драматизации, викторины, и др. Каждый из названных видов строился на совместной неформальной деятельности детей и взрослых, как в семье, так и в детском саду. Имел свои особенности в организации и методические требования к стимулированию интеллектуальной активности детей, дифференцированному и гуманному использованию поощрений, созданию условий для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, «деликатное» использование соревновательных моментов, предварительную подготовку детей к усвоению познавательного содержания. Не оставались без внимания спортивные развлечения, на которых обязательно присутствовали сказочные персонажи, которые очень нравятся детям и поэтому они выполняют задание с большим удовольствием. Такие развлечения проводятся как в помещении, так и на открытом воздухе, чему дети рады особенно. Данные мероприятия воспитывают командный дух, чувство коллективизма и самое главное – доставляют огромную радость, веселье и умение проводить время с пользой. После праздника дети долгое время вспоминали понравившиеся им выступления. Они отражали в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети повторяли полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Отдельно хочется поговорить о театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Актерское мастерство – это искусство перевоплощения, маленькие дети это делают с большим удовольствие, порой, не замечая значимости его для себя. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Участие детей в театрализованных играх и спектаклях, по моему мнению, становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности, что включает в себя: знание театра как вида искусства; эмоционально-положительного отношение к нему и определённый опыт собственной театрально-игровой деятельности. Театральная деятельность – это самый распространенный вид творческой деятельности. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подрожать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка; способствует общему развитию; проявлению любознательности; стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды. Я широко использую небольшие авторские или позаимствованные у других авторов инсценировки, адаптированные к знаниям и возможностям детей, одна из них по сказке «7- козлят» для праздника 8 марта. Это моё авторское произведение, пусть оно не совершенно, но дети легко и с большим удовольствием учат, а затем играют такие небольшие сценки. Для детей младшего дошкольного возраста педагог использует импровизированные, сиюминутные роли на развлечениях. Так на развлечении к первому апреля надевала маску на любого ребенка, и он становился зайчиком или медведем, дети с удовольствием включались в игру, на перебой хотели участвовать, входили в образ и становились в центре внимания и при этом выполняли поставленную перед ним задачу. Например: педагог сообщает, что попали в лес и на встречу мишка – надевается маска мишки на любого ребёнка, педагог предлагает поздороваться с мишкой все кричат: «Здравствуй мишка!». Ребенок в маске медведя, тоже здоровается с детьми, машет рукой, с помощью взрослого -ведущего проводит игру. В конце своего импровизированного выступления он прощается с детьми, дети ему кричат «до свидания» .Так же обыгрывается маска и зайца и белочки и ёжика – они могут потанцевать, спеть песенку, исполнить хороводную игру и мн. др. с этими персонажами. Кукольный театр! Когда дети слышат эти слова, в их глазах загораются радостные искорки, слышится весёлый смех, сердца наполняются радостью, от предвкушения чуда. Ведь ожившая кукла в умелых руках – это действительно маленькое чудо, которое рождается на наших глазах. Кукольный театр не может оставить равнодушным никого, будь то малыш или взрослый. Кукла в моих руках – незаменимый помощник в воспитании и обучении детей. Когда я применяю игрушку, малыши впитывают каждое слово, они верят ожившей кукле. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребёнка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Активно взаимодействуя с игрушкой, мои воспитанники постепенно становится открытыми, смелыми в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с детьми закрепощенными, эмоционально «зажатыми», которые боятся незнакомых людей. В группе есть театральный уголок, где дети в повседневной игре используют кукол бибабо, а так же настольные. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеривают на себя» разные модели социального поведения. Играя роль волка или медведя, ребёнок может, выразит агрессию, играя роль зайчика – осторожность, играя роль петрушки – решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту. Это ли не становление личности? Есть активные дети, которые с удовольствием играют роли: надевают костюмы, действуют и говорят. Но для многих выйти на сцену – серьёзное испытание. Таким воспитанникам и помогают куклы, именно от лица куклы дети впервые отваживаются, произнести слова со сцены. Они психологически прячутся за куклу. Но затем, как показывает многолетний опыт, дети выступают и от своего лица, Куклы и мои любимые атрибуты, как на непосредственной образовательной деятельности, так и в досуговой и театрализованной деятельности. За свой многолетний опыт я использую такой любимый мною приём как «превращение» куклы-клоуна в живого клоуна. Есть у меня такая кукла Антошка, он появляется за ширмой, здоровается с ребятами, ведёт какой-нибудь диалог, а затем просится к ним поиграть- дети его вызывают. В это время хлопает хлопушка и появляется, уже взрослый, то есть я одетый, так же как и кукла, и провожу дальнейшие игры. Это ли не чудо! Как же верят дети в такие чудеса, и пусть верят как можно дольше. Дети очень хорошо чувствуют фальшь, их обмануть практически не возможно, поэтому я стараюсь всегда вести с детьми честную игру. У меня есть свой маленький секрет, когда нужно привлечь внимание детей или организовать их на какое-нибудь действие, я использует своё умение говорить «детским» голосом, поверьте, дети очень хорошо реагируют на такой голос. Это же умение использую при чтении детской художественной литературы и исполнении ролей (Незнайка, Буратино, Клоун, Кот Леопольд, Карлсон, Старуха Шапокляк, Лиса Алиса и даже Джек Воробей и мн. др.) на праздниках, концертах, развлечениях. Как же менялось поведение детей, поднимается настроение, они начинают верить в чудеса, которые делает для них взрослый. И так, взрослым нужно учить ребёнка правильно использовать свободное время, предоставлять детям возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребёнка должна стать постоянной заботой взрослых. Она осуществляется дома, в специальных учреждениях, но в первую очередь в детском саду. Список используемой литературы. 1. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. / Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Серия: Библиотека программы воспит. и обучения в д/с / Н.Е Веракса, Т.С Комарова М.А.Васильева. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. 304с. 2. А.Н. Брызгалова; М.А. Калиновская; Р.А.Туфкрео Пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: «Театрально-игровая деятельность дошкольников». Минск 2006 «Издательство Юнипресс» 176с. 3. Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»: учебник для учащихся пед. Уч-щ . М. «просвещение» 1982г. 508 с. 4. Н.А. Виноградова; Н.В.Микляева; Ю.Н.Родионова. «Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы методы»: метод. Пособие. М. Айрис-пресс 2008г. 285с. 5. Е.Е Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464 с. 6. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. Культурно-досуговая деятельность: Учебник М.: 1998. 7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г – 201с. 8. М.Б. Зацепина Культурно-досуговая деятельность а детском саду. Программа и методические рекомендации. М.:Мозаика-Синтез. 2005г. 64с. 9. О.А.Куревина «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста». М.: Линка-пресс 2003г. 305с. 10. М.Е. Литвак. «Как узнать и изменить свою судьбу» (Психологические этюды) Ростов н/Д: Феникс 2008г. 442с 11. М.Е. Литвак «Принцип Сперматозоида» Ростов н/Д: Феникс 2007г 503с. 12. А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». М. мозаика-синтез 2007г. 144с. 13. Ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» №4- 2002 г. 130с. 14. Ежемесячный научно-методический журнал «Ребёнок в детском саду» №2-2002г. 130с. 15. Ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» №10-2006г. 130с. 16. Ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» №5-2007г. 130с. 17. Ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» №12-2007г. 130с. 18. Ежемесячный научно-методический журнал «Ребёнок в детском саду»№1-2002г. 130с. 19. Ежемесячный научно-методический журнал «Ребёнок в детском саду» №5-2006г. 130с. 20. Журнал «Психология» №19-2007г. 195с. 21. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М., 1976. 22. Чечётин А.И. Драматургия театрализованных представлений. М., 1979
|