( из опыта работы Синявиной Л.М.) Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет и духовно не обеднится. Кукольный театр как вид искусства наиболее полно способствует творческому развитию личности ребенка. Кукольные театрализованные уголки можно организовать как в детском саду, так и дома. Необходимо вовлекать в театрализованную деятельность и детей. Кукольный театр бывает разным: театр Петрушки, настольный, теневой, пальчиковый и др. Сначала нужно приготовить куклы для показа и атрибуты. Взрослые показывают вначале театр сами, а затем постепенно можно вовлекать детей. Можно поставить такие сказки, как «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три поросенка» и т.д. При этом нужно создать декорации, куклы, использовать музыку и пение. Когда мы детям показали театр «Три поросенка», всем очень понравилось.
Поэтому можно родителям посмотреть и показать такой театр и дома. Потом дети долго отражали свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили, разыгрывали отдельные сценки, как в саду, так и дома. Воспитывали на примере кукольных персонажей дружбу, правдивость, доброту, искренность. Ребятам очень хотелось самим участвовать в кукольном театре, и их мечта осуществилась. Они были участниками кукольного театра «Заячий хвостик». Родители прослушали сказку с детьми дома в записи. Малыши уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности. Через это творчество они познают мир. Познавая через мир сказки, через мир театра. Что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к товарищем, к маме, ко взрослым, к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины дети познавали посредством ярких театрализованных представлений. Поэтому уже в детстве детей надо приобщать к театру, что бы дети сами хотели быть артистами. Сказки нужно подбирать по возрасту. В младшей группе детям нужно все показывать, а в старшей дети уже должны самостоятельно участвовать в показе кукольных театров. Они сами могут придумывать сюжет и персонажей к этому сюжету. Родители могут дома приготовить для детей куклы, изображающие папу, маму, бабушку, дедушку и т. д. И назвать пьесу можно «Наша семья на даче». Дети очень любят играть с этим набором кукол, придумывать свои ситуации. Изменяют действия кукол, добавляют стихи, песни, танцы. Использователи этих персонажей постоянно меняются. Можно при показе использовать музыкальные инструменты. Когда дети научатся навыкам кукловождения и умению пользоваться самостоятельно ими, можно попробовать неожиданные сочетания кукол, например: Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок и т.д. Такие сочетания будят детскую фантазию, им самим приходиться придумывать сюжеты и разыгрывать их. Сценки, которые разыгрывают дети, сначала бывают совсем маленькие, но они вкладывают в них свою душу. Они имеют огромное значение для развития театрально-игрового мастерства и творческой фантазии детей. Родители должны помогать детям изготавливать игрушки-персонажи. В самостоятельной творческой деятельности детей важно незаметное участие взрослых отдельными репликами, направляющими творческую мысль детей в определенное русло. Когда родители начнут проявлять интерес к театру кукол, то и дети будут активно участвовать в представлениях. На формирование личности ребенка влияние кукольного театра огромно. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными, так как находясь за ширмой, они должны быть предельно внимательными, чтобы вовремя включиться в театральное действие, уступить у ширмы друг другу место, не споря и не толкаясь, уметь подавать свою реплику вовремя и эмоционально. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передавать свое видение мира. Задачи театра, естественно, не направлены на то, чтобы воспитывать артистов-профессионалов. Но кем бы не были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов они пронесут через всю свою жизнь. В человеке всегда заложено творческое начало, и важно уметь его правильно развить.
|