Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.
Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития. Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной, поэтому огромное внимание уделяется театрализованной игре. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Поскольку все игры-спектакли этого этапа рассчитаны на эмоциональную активность детей, не мешайте малышам свободно выражать свои чувства, отношение к персонажам спектакля. Единственное, чего не следует допускать – это того, чтобы дети вставали во время действия и трогали игрушки. А если такое случится, то спектакль следует прервать и от лица артистов отказаться от его продолжения. В результате организации театрализованной деятельности в детском саду происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры общества, формирование художественно-эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, эмоций, чувств, и творческих способностей детей. Основные требования к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте: - разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту; -постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; - формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; - взаимодействие детей со взрослыми. Театрализованная игра у детей раннего возраста развивает: -эмоциональную сферу (заставляет сочувствовать, сопереживать персонажам, выражать различные эмоции – радость, грусть); -развивает непроизвольную эмоциональную речь; -формирует опыт социальных навыков (воспитывает доброту, дружбу); Организация работы кружка Цель работы: сформировать у детей раннего возраста интереса к театрализованной деятельности. Задачи: вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности; целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря; формировать: - потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением; - способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы; - поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки); - побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними; - формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам. Данный опыт работы основывается на принципах: • от простого к сложному. • возрастная адресованность (доступность). • наглядность. • поощрение. В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности: • Пополняются и обновляются атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий его речь. • Ежедневно вводятся в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни, игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используется при этом фольклорный материал. • Ежемесячно планируется демонстрация сказки с использованием разных видов театрализованной деятельности. • Формируется, посредством театрализованной деятельности, опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу. В рамках зонирования оформлены уголки: ряжения, театрализации, книжный уголок, музыкальный уголок. Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Наша задача создать условия для её проявления и развития. В работе с детьми раннего возраста театрализованные игры используем, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Они непродолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для малышей). Для успешного проведения театрализованных игр создаем доверительную атмосферу и импровизируем, используем главный методический прием - многократное повторение. Участвуя в театрализованной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки. В результате этого добиваемся достижения необходимого художественно-эстетического эффекта на личность ребенка. Поэтому в группе наше внимание было направлено на обогащение предметно-развивающей среды. В уголке по музыкально - театрализованной деятельности мы разместили различные виды театров. Данное направление педагогической деятельности осуществляется по перспективному плану работы, которая проводится с запланированными сказками циклично, демонстрация сказки с использованием разных видов театра. Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности учитываем возрастные и психофизические особенности детей. Можно выделить 3 этапа. 1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.). Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия. 2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит… » 3 этап. Проведение игр – театрализаций. Подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Т. о., проведению игры-театрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение. Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
|