МБДОУ детский сад №201 городского округа Самара Сообщение к педсовету «Красота – это то, что создаёт человек» Тема: «Как решаются задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей» Составила: Музыкальный руководитель Наумова Н.А. Цель музыкального воспитания дошкольников в пробуждении и развитии у детей эстетического отношения к миру, побуждающего их к созданию музыкальных образов. Музыкально – эстетическое развитие ребёнка представляет единый процесс, проявляющийся в трёх взаимосвязанных аспектах: восприятии действительности, восприятии произведений музыкального искусства, собственном творчестве. Этим триединством определяются задачи музыкального воспитания. Музыкально-педагогические задачи: - учить детей замечать разнообразие чувственных свойств предметов, воспринимаемых пятью чувствами; - развивать способность видеть в конкретных чувственных признаках выражение внутреннего состояния; - учить детей видеть изменение чувственного облика предметов в различных условиях восприятия,
- способствовать накоплению музыкально – слуховых представлений и интонационного опыта детей, что поможет развитию способности к эмоциональному контакту с содержанием музыкальных произведений; - дать дошкольникам опыт восприятия произведений народного творчества и композиторской музыки; - накапливать музыкально – слуховой опыт для дальнейшего усвоения знаний об элементах музыкальной речи (звуковысотность, метроритм, темп, динамика, регистры, темп и т.д.), необходимых для ориентации в музыкальном искусстве и понимания различий в выразительно – изобразительных аспектах; - исправлять дефекты развития внимания, восприятия, речи, слуха, координировать музыкальный слух, голос и движения; - развивать у дошкольников умение выражать своё отношение к музыке, разнообразной по эмоционально – образному строю, передавать своё отношение к ней внешним образом (интонационно, пластически, лексически); - формировать первоначальные навыки восприятия, исполнения и сочинения, дающие возможность решать задачи творческого развития детей в музыкальном материале; - учить детей применять приёмы музыкальной деятельности для создания выразительных музыкальных образов (эмоциональность исполнения, укрепление и расширение зоны примарного звучания детского голоса, выразительное и грамотное произношение текста, способность к речевой, двигательной, инструментальной и вокальной импровизации, ассоциативному мышлению). Одной из важнейших музыкально – педагогических задач является задача развития музыкального воображения, которое тесно связано с мышлением и эмоциями ребёнка и представляет собой основу для творчества. Собственный опыт детей небогат, и их возможности объективно оценивать окружающий мир недостаточны. Поле неопределённости в восприятии жизни так высоко, что решать постоянно возникающие перед ним проблемы ребёнок может только с привлечением воображения. Оно заменяет ему недостаток знаний и опыта. Чтобы позитивно направить развитие воображения, педагоги, воспитатели и родители должны учитывать уровень развития воображения, ведущий вид игры в данном возрасте, особенности связи между воображением и игрой в этот период. Художественный потенциал игрового опыта ребёнка огромен, но по ряду причин многие дети «не доигрывают», не обладают достаточным игровым опытом и, соответственно, у них не пробуждены многие психологические качества, необходимые для занятий по художественно – эстетическому развитию дошкольников. Фундамент музыкальной культуры должен быть заложен уже в детском саду, ибо здесь ребёнок, играя, осваивает то, чем заниматься в школе уже поздно. Импровизация должна быть ведущим методом музыкального воспитания детей. Связь слова, жеста и музыки открывает новые возможности для музыкального развития ребёнка. В годы формирования навыков речи важно, чтобы ребёнок слышал мелодии, ритмы и интонации, которые близки его родному языку. Наиболее подходящим материалом для этого являются народные считалки, попевки, детские песенки, а также авторская музыка, созданная в народном духе. От народной песни к шедеврам мировой музыки – такова линия развития детей на основе взаимосвязи народной и профессиональной музыки. Наиболее эффективное решение проблемы интересного, занимательного введения детей в мир музыкальных образов связано с игрой. Это означает, что содержание музыкальных занятий будет заключаться в создании образно – игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии и воображения. Поэтому на занятиях значительное место отводится музыкальным играм, которые являются могучим стимулом художественно – эстетического развития дошкольников. Музыкальные «режиссёрские» игры наилучшим образом развивают детское воображение. В возрасте 3-4 лет малыш, наблюдая игру(певческую, музыкально – ритмическую, инструментальную) взрослого, повторяет его действия совместно с воспитателем, родителем. В сюжетно – ролевой игре через обязательные компоненты игры этого типа (сюжет, роль, воображаемая ситуация) происходит вживание ребёнка в мир музыкальных образов, для чего необходима активизация фантазии ребёнка, создание воображаемой ситуации, нахождение музыкальных интонаций, слов, жестов для исполнения. В проблемно-моделирующей игре (игра с правилами) на музыкальных занятиях происходит создание модели произведения, либо игровая деформация структуры музыкального сочинения с целью выявления специфической роли конкретных средств выразительности (динамики, регистра, темпа, метроритма и т.д.) Значительное место в игровой деятельности ребёнка занимают игры – импровизации, которые направлены на создание самими детьми нового материала и тем самым в наибольшей степени способствуют развитию интуитивного, образного мышления и творческих способностей каждого ребёнка. Таким образом, эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольника воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь к различным видам музыкальной деятельности. А музыка является одним из ярких средств эстетического воспитания.
|